- Что такое мавзолей?
- Мавсол — царь Карии
- Разрушение Галикарнасского мавзолея
- Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей
- Безумная любовь
- Первый в мире мавзолей
- Работа великих мастеров
- История строительства Галикарнасского мавзолея
- Династия Лигдамидов
- Организация внутреннего пространства
- Как добраться
- Что стало с мавзолеем в Галикарнасе?
- Раскопки и исследования
- Смешение стилей
- Юлиан Отступник против христиан
- Русский жемчуг
- Гекатомн из Миляса и его сын Мавсол
- Архитектурные особенности мавзолея
- Галикарнасский мавзолей в наши дни
- Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции
- Полезные советы перед посещением
- Интересные факты о Мавзолее Галикарнаса
- Археологические исследования на территории Галикарнаса
- 330 статуй на могиле тирана
- Часы работы
- Цены на билеты
- Видео про мавзолей в Галикарнасе
- Соприкоснуться с вечностью — мавзолей Бодрума
- Мавзолей в Галикарнасе — чудо Света
Что такое мавзолей?
«Мавзолей», первая ассоциация, которая возникает в головах наших соотечественников, когда они слышат это слово, — это Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади в Москве.
Мавзолей — это погребальный склеп или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени короля Карии Мавсола.
Мавсол — царь Карии
Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария. Король Мавсол правил этим государством с 377 по 353 год до нашей эры вместе со своей сестрой Артемизией, которая также была его женой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, но говорили о большой страсти царя к высокому искусству. Желая увековечить свое имя в истории, король Карии еще при жизни решил построить себе огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум в Турции). По задумке Мавсола, надгробный памятник должен был стать уникальным сооружением в центре города. Строительством гробницы руководила жена Мавсола — Артемизия. Для сооружения надгробного памятника королева пригласила известных греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также самых известных скульпторов того времени: Леокаре, Бриассиде, Тимофео и знаменитого Скопу, украсившего своим басом еще одно чудо света. — барельефы — Храм Артемиды в Эфесе. Гробница оказалась настолько красивой и величественной, что вскоре ее стали называть чудом света.
Многие более поздние правители пытались построить себе такую же гробницу, поэтому для таких построек придумали название «мавзолей» с именем Мавсола.
Проспер Мериме так говорил о короле Карии:
«Мавсол умел выжать соки подчиненных ему народов, и ни один пастырь народа, говоря языком Гомера, не знал, как нежнее резать свою паству. В своих владениях он получал доход от всего: даже для погребения он ввел специальный налог… Он ввел налог на волосы. Накапливая огромное богатство. Это богатство и постоянные отношения карийцев с греками объясняют, почему гробница Мавсола был причислен к семи чудесам света.»
Разрушение Галикарнасского мавзолея
Мавзолей Галикарнаса выдержал набеги пиратов в 62 и 58 г до н. Э., Но затем был почти полностью разрушен серией сильных землетрясений. После стихийного бедствия обрушились колонны и с крыши здания упал вагон.
В 16 веке сюда прибыли крестоносцы и окончательно разрушили гробницу. Мраморные плиты и каменные блоки были использованы при строительстве замка Сан-Пьетро. Все внутри (включая золотые урны с прахом королевской четы) исчезло навсегда.
Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей
Мавзолей Галикарнаса сильно отличался от построек своего времени в Греции. Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота постройки не превышала длины фасада. Мавзолей Галикарнаса имел почти квадратное основание, а высота сооружения значительно превышала длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только царской гробницей, но также был династическим памятником и святилищем.
Первый уровень мавзолея представлял собой массивный кирпичный цоколь с мраморной облицовкой. Второй уровень выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру поддерживали пирамидальную крышу. Пирамидальная крыша состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды стояли огромные статуи королевской четы в колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Общая высота здания составила около 46 метров.
Останки королевской четы хранились в мраморных саркофагах в гробнице, расположенной у основания мавзолея. Прах короля и королевы охраняли каменные львы. Изнутри здание украшали барельефы, на которых изображены сцены из легенд и мифов Древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры божеств и представителей греческого эпоса. В углах сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния воинов-стражников. Галикарнасский мавзолей, словно настоящее чудо света, завораживает своим величием и красотой.
Мавсол не дожил до завершения строительства своей гробницы. После смерти царя Артемизия, безумно влюбленная в своего мужа, посвятила все свои силы и средства строительству мавзолея, ставшего памятником их любви. Однако сама королева умерла до завершения строительства.
Плиний Старший описал Галикарнасский мавзолей следующим образом:
«С юга и севера он простирается на 63 фута, с передней и задней сторон — уже общей длиной 440 футов, достигает 25 локтей в высоту, окружен 36 колоннами. Этот покров назывался птероном рельефы выполнил Скопа, с севера — Бриассид, с юга — Тимофео, с запада — Леокаре Царица умерла еще до того, как закончила работу, созданную Питеем, вместе с ней все сооружение достигает высоты 140 футов.»
Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, расположенные в Галикарнасе рядом с мавзолеем, выглядели неприглядными постройками на фоне гробницы Мавзола.
На протяжении почти двух тысячелетий люди восхищались Мавзолеем Галикарнаса и восхищались им. В 13 веке легендарная гробница обрушилась после сильного землетрясения. В 15 веке руины мавзолея были разобраны рыцарями Иоаннитов для строительства крепости Святого Петра (Бодрумский замок).
Безумная любовь
Когда Мавсол умер, воцарилась его скорбящая жена Артемисия. Римский историк Авл Геллий писал: «Говорят, что Артемисия имела необычайную любовь к своему мужу, неописуемую любовь, беспримерную любовь в анналах мира… Когда она умерла, Артемизия, обнимая труп и проливая на нем слезы, приказала Его с невероятной торжественностью перенести на гробницу, где он был сожжен. В приступе сильной боли Артемизия приказала смешать пепел с ладаном и измельчить его в порошок, высыпала этот порошок в таз с водой и выпила его. Более того, ее горячая любовь к усопшему выражалась иным образом. Не пожалев средств, она воздвигла чудесную гробницу в память о своем покойном муже, которая вошла в список семи чудес света».
Однако Авл Геллий был не совсем точен. Артемизия умерла через два года после смерти мужа, и построить роскошную гробницу за это время было просто невозможно. Отметим также, что его недолгое правление перешло в непрекращающиеся войны и волнения. Римская энциклопедия Витрувий рассказывает: «Когда после смерти Мавсола на трон взошла его жена Артемисия, жители Родоса возмущались тем, что женщина владеет всеми городами Карии и послала весь свой флот на завоевание его королевства. Получив это сообщение, Артемизия приказала своему флоту .. спрятаться в секретной гавани, а остальным жителям занять крепостные стены. Когда Родос со своей военной флотилией высадился на пристани, королева приказала, чтобы ее встретили стены, пообещав сдаться городу. Родосы оставили свои корабли и вошли в город, и в этот момент из секретного порта внезапно появилась Артемисия со своим флотом и напала на Родос… Родосам некуда было бежать, они были окружены и убиты прямо на площади.
Воины и гребцы Артемизии заняли корабли Родоса и отправились на Родос. Жители острова увидели свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что это их сограждане возвращаются с победой. Они разрешили судам высадиться на берег. Артемизия захватила Родос, приказала казнить его правителей и в честь своей победы приказала построить на Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Один из них символизировал государство Родос, а другой — его собственную личность. По велению мстительной Артемизии скульптура изобразила, как она, Артемизия, сжигает знак рабства на теле Родоса. Религиозные верования Родоса не позволили им разрушить памятник (ведь разрушение священных памятников, воздвигнутых в честь победы, является кощунством). Позже они окружили это место стеной и прислали охрану из лучших греческих воинов, чтобы никто не увидел этот памятник».
Первый в мире мавзолей
Для постройки мавзолея в Галикарнасе (строительство началось около 359 г до н.э.) государь и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над дизайном здания (в основном архитекторы Сатиро и Пифей), приняли решение объединить три традиционных стиля греческой архитектуры: коринфский, дорический и ионический.
Уникальная гробница оказалась первым строением в мире, в отделке которого были использованы все основные архитектурные тенденции Древней Греции (кроме того, после завершения работ в мавзолее сохранились характеристики азиатских храмов) также видны). А невероятная гробница вошла в историю как одно из семи чудес света не столько своими размерами и красотой, сколько уникальным дизайном и внутренним убранством.
Интересным фактом является то, что каждому скульптору выделено собственное рабочее пространство:
- Мавзолей Галикарнаса с восточной стороны был украшен Скопасом;
- с запада — Леохар;
- с севера — Бриассид;
- с юга — Тимофей;
- мраморная колесница на крыше была создана Питеем.
Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь базы имела размеры 66 на 77 м. Мавзолей снаружи охраняли рыцари и львы. Первый этаж со стороны фасада богато украшен скульптурами божеств, а в центре — мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Галикарнасский мавзолей имел три уровня.
Первый этаж построен из кирпича и изнутри отделан белыми мраморными плитами. Здесь, в одной из комнат, находилась гробница, в которой сначала был захоронен прах Мавсола, затем — Артемизии, после чего вход в комнату был замурован.
На втором этаже было святилище с 36 колоннами, каждая из которых была около семи метров в высоту, место поклонения умершей правящей четы. Специально для этого здесь были установлены скульптуры Мавсола и Артемизии, сделанные компанией Scopas (интересно отметить, что обе статуи сохранились до наших дней и в настоящее время считаются лучшими статуями греческой культуры IV века до нашей эры.).
На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступени). Наверху стояла огромная мраморная колесница с четырьмя запряженными лошадьми, колесницами которых были Мавсол и Артемизия (по приблизительным данным, высота памятника составляла около шести метров).
Работа великих мастеров
Согласно современной исторической науке, сам царь Мавсол, основываясь на опыте египетских фараонов, начал строительство своей гробницы еще при жизни, в середине шестидесятых годов четвертого века. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Он задумывался как уникальное сооружение, расположенное в центре города, между дворцами и храмами. Гробница должна была символизировать силу и богатство короля Карии. Чтобы получить должную честь после смерти, ей пришлось совместить и гробницу, и храм. Для строительства были приглашены лучшие архитекторы и скульпторы: Пифия, Сатиро, Леоне, Скопа, Бриассид и Тимофей. После смерти царя Артемисия приказала ускорить строительство, и, по мнению большинства ученых, в 350 г до н.э., вскоре после ее смерти из-за огромного желания покойного мужа, гробница была завершена. Однако сохранилась некоторая информация, что отделочные работы продолжались до 1930-х и даже до 1920-х годов до нашей эры.
Гробница тирана Галикарнаса была построена как почти квадратное здание, первый этаж которого был нынешней гробницей Мавсола и Артемизии. Эта огромная погребальная камера высотой около 20 метров была построена из сырцового кирпича и облицована плитами из белого мрамора невероятной красоты, вырезанными и отполированными в персидской манере. По верху первого уровня проходил фриз. На восточной стороне мавзолея происходила битва эллинов с амазонками — амазономахия великого Скопа, считавшегося непревзойденным мастером «передачи тончайших нюансов настроения человека». Помимо него, по словам Плиния, над фризом с других сторон сооружения работали Леохар, Бриассид и Тимофей. Изображены расы Пелопов, подвиги Тесея и битва кентавров с лапифами. На втором этаже, окруженном колоннадой из 36 колонн, находилась надгробная церковь-келья, в которой хранились жертвоприношения. Между колоннами стояло несколько статуй. Третий уровень представлял собой 24-ступенчатую крышу пирамидальной формы, увенчанную мраморной квадригой. Там на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, стояли статуи Мавсола и Артемизии. Общая высота мавзолея достигла 46 метров. Вокруг могилы стояли статуи львов и скачущих всадников.
История строительства Галикарнасского мавзолея
Мавзолей Галикарнаса занимал центральную часть города. Мавсол II, как и фараоны, не хотел, чтобы его хоронили под землей, как это было принято у предков. Ему приснилось, что его погребение направлено на небеса.
Основание кубической формы было возведено на прямоугольном основании, на котором находилась гробница. К его дверям вела лестница, увешанная фигурами львов и богов. Полированные мраморные стены были высотой до 20 метров.
Барельеф, украшавший фасад, изображал битву греков и амазонок «Амазономахия», по легенде, живших на побережье Эгейского моря.
Гробницу охраняли каменные стражи. Над ней возвели келью — святилище для жертвоприношений, окруженное колоннадой и бюстами предков умерших.
Крыша представляла собой 12-метровую ступенчатую пирамиду, которую венчала трехметровая колесница (композиция из четырех лошадей, привязанных к упряжи со статуями коронованных супругов).
Общая высота была почти 50 метров, это высота 16-этажного дома. Величие погребального комплекса поразило воображение. Периметр фундамента и цоколя составлял соответственно 144 и 120 м.
Плиний, Цицерон, Ветрувий и Максим упоминали мавзолей Галикарнаса в своих трудах.
Особенность грандиозного памятника заключалась в том, что древним архитекторам и скульпторам удалось создать шедевр, органично соединивший черты гробницы и могилы героя, впервые были изображены не только боги, но и обычные люди и животные. Оригинальная композиция, статуи и барельефы необычайной красоты снискали мавзолею Галикарнаса славу одного из семи чудес света.
Название Мавсол стало нарицательным, теперь все эти сооружения называют мавзолеями.
Династия Лигдамидов
Когда в 546 г до н.э государство Лидия пало и персы захватили государство знаменитого Креза, в Галикарнасе возникла династия Лигдамидов. Там у Лигдамида, женатого на критской женщине, была дочь Артемизия.
Артемизия Карии
Артемисия была преемницей Лигдамида и была прославлена Геродотом как очень мудрый правитель.
Она была близка к персидскому царю Дарию и принимала участие в походе на Грецию. После 480 г до н.э. Артемисия умерла, а затем очень недолго правил, по некоторым данным, старшим сыном. Затем королевство перешло к младшему сыну или внуку, получившему прозвище Лигдамид II.
Это были 60 ꓦ век до нашей эры. Греческие аристократы города Галикарнас были недовольны его правительством и постоянно боролись против него. В 50 веке до нашей эры в результате заговора Лигдамид был свергнут, и в городе установилась демократия. Все города Малой Азии до похода Александра Македонского в 334 г до н.э находились под властью персов. Персы всегда предпочитали, чтобы в завоеванных городах правили лояльные им династии.
Организация внутреннего пространства
О том, как выглядел мавзолей внутри, мало информации. Считается, что в помещении первого уровня мавзолея Галикарнаса находился мемориальный храм. Именно там, в мраморных саркофагах, были обнаружены урны с прахом Мавсола и Артемизии. Высота помещения составляла около 20 метров, а общая площадь гробницы составляла около 5000 квадратных метров.
Второй уровень мавзолея предположительно служил для жертвоприношений и поклонения королю Мавсолу. Была также его величественная статуя, которая сохранилась до наших дней и выставлена в качестве экспоната в Британском музее.
Внутренняя отделка помещений, например, облицовка фасада, выполнена из белого мрамора.
Как добраться
Руины древнего мавзолея находятся в 400 метрах к западу от старого города Бодрума, недалеко от главной площади Искеле Мейдана.
Добраться до музея можно:
|
Что стало с мавзолеем в Галикарнасе?
Мавзолей считается одним из самых долгоживущих чудес из семи чудес света, уступая только египетским пирамидам. Он украшает землю более 16 веков. Мавзолей был частично разграблен во время пиратских набегов в начале нашей эры. Сама конструкция была зафиксирована во время землетрясений, когда тяжелая крыша и вагон обрушились на тонкие колонны.
Сравнение мавзолея с другими постройками подобного типа
Согласно сохранившимся свидетельствам, основание гробницы также было видно в начале 15 века, когда эта территория перешла под контроль госпитальеров. Тогда же рядом с мавзолеем началось строительство замка Сан-Пьетро. К концу века камни и другие части гробницы использовались для укрепления и защиты города.
Замок Святого Петра в Бодруме, Турция. Не сумев получить их сразу, они бросили это задание на следующий день. Утром все сокровища и гробы исчезли. Было ли это правдой, неизвестно, поскольку, по всем данным, тела правителей кремировались и помещались в кувшины, а не в гробы.
Благодаря госпитальерам часть фрагментов сохранилась и до сих пор хранится в замке на территории Бодрума.
В 16 веке Османская империя во главе с султаном Сулейманом завоевала территорию города. На данный момент город Бодрум является частью турецкого государства.
Раскопки и исследования
В 19 веке, когда большинство ученых сильно интересовались археологией и изучением старого мира, британский представитель в Османской империи купил в Замке несколько скульптур, которые затем были показаны разным ученым.
Фундаменты, найденные при раскопках
Одним из них был Чарльз Ньютон, профессор археологии, который решил организовать экспедицию по городу в поисках мифического мавзолея, упомянутого в многочисленных греческих свитках.
Догадавшись, где находится мавзолей Галикарнаса, ученый купил у города часть земли. При раскопках были обнаружены: основание и блоки из мраморного камня, части ступеней, колесо колесницы и скульптуры Мавсола и Артемизии.
Часть статуи льва из мавзолея
Также в 60-х и 70-х годах прошлого века профессор Кристиан Джеппесен из Дании организовал очередную экспедицию в Бодрум, в результате которой он опубликовал большой труд «Мавзолей Галикарнаса».
Где сейчас части галикарнасского мавзолея? Статуи и фрагменты фресок, обнаруженные во время раскопок, сейчас находятся в Британском музее, а некоторые из мраморных блоков мавзолея до сих пор укрепляют стены замка Бодрум. На территории также есть небольшой музей.
Смешение стилей
Следовательно, мавзолей представлял собой смесь архитектурных решений, характерных для разных стран. Если идея первого уровня заимствована у месопотамских зиккуратов, то идея второго уровня — у греческого храма, а третьего — у египетской пирамиды. Кроме того, в элементах гробницы были использованы элементы всех трех известных греческих стилей: дорического, ионического и коринфского. Следовательно, колонны, окружавшие второй уровень, были ионическими, а колонны внутри погребальной камеры — коринфскими. Интересно также, что среди реконструкций внешнего вида гробницы царя Мавсола есть очень необычная. Он представляет гробницу по существу как древнеегипетскую пирамиду, разделенную пополам в центре колоннадой греческого храма, потому что не было показано с абсолютной точностью, что стены первого порядка были строго вертикальными. Не исключено, что они имели наклон и, возможно, довольно значительный.
Одним словом, мавзолей Галикарнаса, во многом сохраняющий греческие традиции и методы строительства, несет в себе явное влияние восточной архитектуры. У него не было прототипов в греческой архитектуре, но было много последователей. Позднее сооружения этого типа возводили как в Древнем Риме, так и в различных регионах Ближнего Востока. Однако, как и положено копиям и имитациям, они оказались менее удачными, чем гробница царя Мавсола. Он был настолько известен, что римляне называли все великие гробницы мавзолеями.
Конструкция оказалась очень прочной, простояла 1900 лет. В тринадцатом веке он был сильно поврежден сильным землетрясением, а в пятнадцатом веке рыцари Сан-Джованни завершили его разрушение, используя элементы гробницы при строительстве крепости Сан-Пьетро. Европейские путешественники в Малую Азию в XIX веке обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, перестроенной из замка Святого Петра I-annita, были сделаны не столько из каменных блоков, сколько из восхитительного качества плиты из мрамора, которые неизвестный гений заселил барельефами с изображением жестоких людей и божеств. Британским ученым удалось установить, что это элементы «амазономахии» Скопа. Со временем были обнаружены многие другие элементы мавзолея Галикарнаса. В настоящее время большинство из них хранится в Британском музее, остальные — в других музеях мира.
Юлиан Отступник против христиан
Однажды летним днем в 355 году нашей эры нищий поэт Порфирий привел на афинский стадион невысокого молодого человека со спутанными волосами и пятнами от чернил на пальцах. В то время некий афинский аристократ занимался гимнастическими упражнениями, как положено по обычаю: обнаженным. Юноша был христианином, воспитанным в аскетизме, но вид красивой девушки потряс его. Несколько лет спустя это потрясение было отражено трепетом великой Римской империи: весь ее политический и религиозный строй был поколеблен.
Русский жемчуг
Во все времена Россия славилась мехом, медом, воском, льном и коноплей. Но был еще один русский продукт, не менее популярный у себя дома, на Востоке и на Западе: пресноводный жемчуг, традиционно добываемый в реках севера. На Руси их украшали все: одежду, головные уборы, оружие, свадебные платья, иконы. Сегодня русский жемчуг можно увидеть только в музеях.
Гекатомн из Миляса и его сын Мавсол
С 1990-х годов к власти пришла новая династия, Карийская династия, с прародительницей династии Экатомна да Милас. Известно, что Экатомна была отцом царя Мавсола, с именем которого связана вся история Галикарнасского мавзолея. В 378 г до н.э умерла Гекатомна, и к власти пришел его сын Мавсол.
Король Мавсол и Артемизия
Его сестра Артемизия становится женой Мавсола.
В династии Гекатомны братья всегда женились на сестрах.
Процветание Галикарнаса связано с Мавсолом, так как он был очень умным, мудрым и хитрым правителем. В результате своей активной политики, покорения территорий окружающих островов, из-за жесткой финансовой политики Мавсол расширил государство Галикарнас, чем прославился на долгие годы.
Мавсол захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. На своих новых территориях он ввел очень высокие налоги. Мавсол умел, как никто другой, выжать сок из своих подданных. Предприимчивый царь обложил налогом буквально все, даже захоронение людей и использование длинных волос.
Король Мавсол
Город Галикарнас во время правления Мавсола стал очень богатым и процветающим городом. Сам будучи карианцем, он поддерживал греческую культуру, искусство и архитектуру. Царь перестроил город, украсил его и еще при жизни спроектировал себе надгробный памятник, чтобы он стал достойным украшением столицы. Два художника, два архитектора Сатиро и Пифия, создали план гробницы, одобренный королем.
Архитектурные особенности мавзолея
Место для мавзолея Галикарнаса выбрал сам правитель Карии. Он находился посреди центральной улицы города, недалеко от таких знаковых зданий, как Храм Ареса и Храм Афродиты.
Мавзолей значительно отличался от других построек в греческом стиле. Он был выше и крупнее их. В плане это был прямоугольник слегка вытянутой формы со сторонами 66 и 77,5 м, высота 45-46 м.
Гробница Галикарнаса четко разделена на несколько уровней по высоте:
- первый уровень — массивный фундамент из грубого кирпича и высокий цоколь, облицованный мраморной плиткой;
- второй уровень — храм с колоннадой по периметру, высота колонн 11 м;
- третий уровень — пирамидальная крыша из 24 ступеней, увенчанная квадригой со скульптурами Мавсола и Артемизии.
Перед мавзолеем был небольшой сад, а вход «охраняли» всадники и скачущие львы.
Интересный факт! В ходе археологических исследований было обнаружено около 20 скульптур львов длиной около 1,5 м.
Особого внимания заслуживает убранство мавзолея Галикарнаса. Тридцать шесть колонн второго уровня и выделяющиеся друг от друга скульптуры выполнены из мрамора. Скульптурный ансамбль насчитывал около 330 статуй.
Кроме того, сооружение было окружено фризами. На них изображены сцены борьбы греков с кентаврами, амазонками и гонками на колесницах. Рельеф фризов был хорошо заметен и очень выразителен.
Галикарнасский мавзолей в наши дни
К сожалению, сейчас от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.
Сегодня на месте, где когда-то стоял Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно только представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно увидеть фрагменты стен и барельефов, а также представить себе, каким был мавзолей, изучив представленные здесь макеты.
Некоторые из предметов, найденных при археологических раскопках на территории мавзолея Галикарнаса, сохранились в британских и стамбульских музеях.
Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции
Сегодня в разных уголках нашей планеты можно встретить постройки, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гении древних зодчих.
Военный мемориал в Индианаполисе (США)
Однако сравнивать современные мавзолеи с древним прототипом уже не получится.
Полезные советы перед посещением
- Если не хотите переплачивать, организуйте экскурсию самостоятельно, без помощи туроператора.
- Перед посещением ознакомьтесь с основными историческими данными и картой места, чтобы понять, где и что было раньше.
- Не забудьте взять с собой фотоаппарат, солнцезащитные очки, головные уборы для вас и ваших детей, удобную обувь.
- Напротив мавзолея находится антикварный магазин — его будет интересно посетить с детьми.
- Обменяйте доллары или евро на турецкие лиры: в кассах принимается только местная валюта.
Если вы находитесь в Бодруме, обязательно загляните на одну из неприметных улиц возле площади Искеле Мейдана. Там вы найдете руины знаменитого Мавзолея Галикарнаса. Подготовьтесь заранее: ознакомьтесь с историческими данными и расскажите остальным участникам экскурсии. Это поможет вам лучше почувствовать дух прошлого и античного мира в частности.
Интересные факты о Мавзолее Галикарнаса
Внешне Галикарнасский мавзолей, расположенный в центре города, очень напоминал крепость и был виден на многие километры
Однако самое необычное в Мавзолее Чуда Света не в самом здании, а в его вековой тайне. Существует легенда, объясняющая не только знаменитость правителя Карии, но и то, почему во многих источниках указывается, что его жена Артемизия участвовала в строительстве. Согласно легенде, Артимизия очень любила своего мужа, сопровождала его в сельской местности и в его отсутствие занималась правительством Карии. Но сама история началась задолго до постройки Мавзолея.
Археологические исследования на территории Галикарнаса
В 1852 году Чарльз Ньютон организовал археологическую экспедицию на поиски руин некогда великолепного мавзолея. Раньше он много работал над изучением трудов историков, чтобы иметь представление не только о том, что искать, но и где. Чтобы начать раскопки, Ньютон купил участок земли, который казался многообещающим для исследований, и был прав.
В результате их было обнаружено:
- фрагменты скульптурных фризов, изображающих борьбу греков с амазонками;
- колесо диаметром 2 м от вагона с крыши здания;
- статуи Артемизии и Мавсола;
- мраморные блоки со стен мавзолея.
Мраморные блоки были привезены на Мальту и использовались в качестве строительного материала для пристани британского флота. Остальные находки были изучены и выставлены в Британском музее.
В 1966-1977 гг. Исследования были продолжены К. Джеппесеном, который впоследствии написал шеститомную книгу по предмету изучения.
330 статуй на могиле тирана
Мавсол активно насаждал греческую культуру в Карии, а сами карийцы были вдохновлены эллинами, женившись на них и награждая своих детей оригинальными греческими именами. Карийцы даже переименовали города: например, Латмос стал Гераклеей в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали на свой двор греческих философов, писателей, ремесленников и других ремесленников, которые могли оставить часть своей культуры в Карии.
Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти тирана Кариана — в 353 г до н душа к звездам. В работе над мавзолеем задействованы шесть главных героев: греческие архитекторы Пифей и Сатиро, а также скульпторы Леохар, Скопас, Бриассидес и Тимофей. Согласно старинным документам, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемизия, которые, в общем, старались даже для себя — ее похоронили рядом с мужем.
Могила по указанию Мавсола была расположена в центре города. Он был задуман как гробница и храм для поклонения умершему монарху. Главное здание, птерон, ограниченное 36 колоннами, располагалось на трехъярусной пирамиде. Пифей украсил верх мавзолея колесницей: царь Мавсол со своей прекрасной женой-сестрой Артемизией управлял каменной колесницей. Общая высота здания составила 46 метров.
В работе над мавзолеем Галикарнаса скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфский стили, что вместе дало необычный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго определенной частью света: восток перешел в Скопас, Бриассид — на север, Тимофеос — на юг, а Леонар отвечал за западную часть.
Внутренняя планировка трехэтажного комплекса была следующей: на первом этаже площадью 5 тысяч квадратных метров располагался похоронный зал, на втором этаже — мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а также на третьем этаже находилась коническая гробница Мавсола и Артемизии, стены которой украшали барельефы с изображениями военных походов монарха. Наверху была та самая колесница, на которой правитель Карии устремился прямо в загробный мир.
Статуи представителей династии Гекатомнидов на колоннаде, скульптурные группы на основании мавзолея, колесница на вершине пирамиды, три скульптурных фриза и акротери — украшения, расположенные в верхней части здания, всего имеется на не менее 330 статуй в архитектурной композиции мавзолея Галикарнаса. Во дворе гробницы скульпторы установили в качестве украшения статуи львов и рыцарей: по легенде, они должны были стать защитой Мавсола в царстве мертвых.
Общая идеологическая концепция гробницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в подтверждении преемственности власти его наследников: архитектура подчинялась идее о том, что династия Гекатомнидов долгое время будет править Карией, которая Вот в чем его успех: все сестры сумели отбыть свой мандат на троне карианцев и братьев покойного Мавсола даже после захвата этой территории Александром Македонским.
Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому его завершила Артемизия, которая так плакала по мужу, что смешала свой прах с едой и питьем, чтобы быстро последовать за Мавсолом в загробную жизнь и помочь ему вести кстати, этот печально известный фургон. Оставшись без прямого руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе больше не просто орден, а еще один шедевр греческой архитектуры, а это означает, что оставлять его незавершенным — все равно что смирять себя как создателя, поэтому творческая группа все же принесла гробницу в память. Через несколько лет после смерти Артемизии, которую похоронили рядом с мужем.
Часы работы
Вторник — воскресенье | 08:30 — 19:00 |
Понедельник | Свободный день |
* Советуем уточнять время перед посещением * Нашли неточность? дайте нам знать
Цены на билеты
Дети | это бесплатно |
Взрослые | 14 лир |
Видео про мавзолей в Галикарнасе
Соприкоснуться с вечностью — мавзолей Бодрума
К мавзолею, а точнее к его руинам, можно было дойти пешком от Амфитеатра, расположенного недалеко от государственной дороги. Мне пришлось несколько раз спрашивать у местных, как проехать. У нас родился ребенок, он ходит в пятый класс — ему было интересно посмотреть все, что осталось…
Мавзолей в Галикарнасе — чудо Света
Мавзолей Галикарнаса по праву относится к древним семи чудесам света. Свое название он получил от имени царя Мавсола — правителя Карии в 4 веке до нашей эры. По назначению постройка была похожа на знаменитые пирамиды Египта. Итак, Мавсол и его жена, королева Артемизия, решили увековечить свою память, воздвигнув гробницу внизу здания и храм для поклонения наверху.
Строительство мавзолея началось в 359 году до нашей эры и было завершено 9 лет спустя. Прах Мавзолея и Артемизии был захоронен в саркофагах из чистого золота.
Галикарнасский мавзолей, признанный одним из чудес света, имел форму квадрата в основании. На первом уровне площадью 5000 квадратных метров находилась гробница короля и его жены, золотые урны охраняли величественные статуи львов. Отделка зала выполнена из глянцевого белого мрамора, высота превышала 20 метров, а в верхней части находилась уникальная скульптурная композиция великого скульптора Скопаса. Он продемонстрировал битву амазонок с эллинскими воинами. Второй этаж окружали 36 колонн. Пространство между ними было заполнено восхитительными и чудесными мраморными скульптурами. Верхняя часть мавзолея Аликорносса была выполнена в форме пирамиды, похожей по внешнему виду и форме на египетскую. Завершающим украшением здания стала необычная трехметровая композиция: статуи Мавсола и Артемизии, которые бесконечно увозили на красивой колеснице. По некоторым данным, высота всего здания составляла около 60 метров.