- Собор Святой Софии: история возведения
- Где покупать билеты и экскурсии
- Золотые купола
- «Соломон, я превзошел тебя!»
- Собор внутри, мозаики
- Айя-Софья: архитектура
- Мозаики в Соборе Святой Софии
- Легенды и интересные факты
- Что на самом деле творилось за фасадом «прекрасной новгородской демократии»?
- Фото собора Святой Софии
- Ограничения в связи с COVID-19
- Османские завоеватели
- Внутреннее убранство собора
- Мозаика в облицовке стен
- Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей
- Nobody’s business but the Turks
- Фабрика мифов
- Загадки подземелий собора Святой Софии
- «Незабвенная Обыденка. XX век через историю незакрывавшегося храма». Фильм десятый
- Время работы в 2021 году
- Лазерное шоу по расписанию намазов
- Информация для посещения
- Собор Святой Софии: видео
Собор Святой Софии: история возведения
Софийский собор
В течение пяти лет (532–537) десять тысяч рабочих работали над возведением нового символа Константинополя.
Чтобы построить этот уникальный храм, византийский правитель Юстиниан нанял двух великих архитекторов того времени: Исидора Милетского и Антемию Тралловскую. Еще сотня архитекторов была нанята, чтобы помочь этим талантливым мастерам, у каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего в строительстве собора было задействовано 10 000 рабочих (по 5 000 человек с каждой стороны). Юстиниан не пожалел средств на строительство храма. Каждый день он носил простую льняную одежду и лично следил за ходом работы. Рабочие получали зарплату каждый день.
Чтобы строительство святилища не прекращалось, со всех византийских владений собиралась денежная дань. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не могла покрыть расходов. Известно, что только хор и кафедра тратили египетский бюджет на год! Император распорядился доставить в столицу мраморные и каменные руины различных построек со всей страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса до сих пор привозят уникальные колонны, восхищающие своим величием и арсеналом. Плиты из белого мрамора прислал Проконес. Из Фригии привезли розовый мрамор, из Ясоса — красный и белый, из Каристора — мягкий зеленый. Огромные мраморные камни распиливали с целью получения из жил различных изображений: фигурок животных, людей, деревьев, растений, фонтанов и т.д.
Софийский собор
Вероятно, это была самая необычная строительная площадка за всю историю Византийской империи. Большинство строительных материалов происходило из святынь, принадлежащих почти всем языческим религиям. Например, порфировые колонны нижнего яруса собора были привезены из Храма Артемиды в Эфесе и из Храма Солнца в Баальбеке. Известковую композицию готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхний стол престола обычно состоял из недавно изобретенной композиции: смеси золота и драгоценных камней.
Сколько стоила идея строительства: храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме.
Большая часть мрамора, использованного при строительстве храма, была привезена в Константинополь из анатолийских отложений, из бассейна Средиземного моря, из нескольких более старых карьеров, а также со знаменитой афинской горы Пентеликон, из которой мраморные плиты образовывались за 10 веков до появления Церковь Святой Софии, Парфенон на Акрополе построена в честь богини Афин.
Храм был кирпичный, но для отделки требовался гораздо более дорогой материал. Здесь использовались поделочные камни, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Такие вложения сильно сокрушили казну империи. Сюда привезли восемь колонн из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Согласно историческим данным, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, собор Святой Софии стал самым дорогим проектом за всю историю Византийской империи.
Строительство собора Святой Софии велось при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связано усиление мощи Византийской империи.
Храм строился около пяти лет, над ним трудились около десяти тысяч рабочих, а 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. В качестве строительных материалов использовались мрамор, камень и кирпич; материал также был привезен из далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу: чтобы он не обрушился при землетрясениях, был использован специальный легкий и прочный кирпич, изготовленный из материалов на острове Родос. Внутреннее убранство собора украшали дорогие камни. Со временем собор Святой Софии неоднократно разрушался, а затем отстраивался заново.
Интерьер собора Святой Софии
Когда крестоносцы завоевали Константинополь в 1204 году, они построили католическую церковь и изгнали православных священников. В то время из храма варварски вывезли большое количество сокровищ.
В 1453 году Византийская империя была захвачена турками-османами. Именно в этот период Фатих Султан Мехмет (1451–1481) превратил собор в мечеть для мусульман, которая была главной мечетью до 1935 года.
1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и Совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, который открыл свои двери для местных и иностранных туристов.
15 июля 2020 года статус музея снова был изменен на мечеть.
Во все времена, пока он существует, собор всегда был в центре внимания всех мировых религий. Собор был одновременно православным и католическим, затем стал мусульманским. Собор по-прежнему является святилищем для верующих, но в настоящее время служит музеем.
Где покупать билеты и экскурсии
Осматривать мечеть Святой Софии и весь район Султанахмет намного интереснее с гидом, рекомендуем присмотреться к экскурсиям — первой и второй.
Золотые купола
Мехмед Завоеватель привел город и храм в очень плачевное состояние. Но он почти не коснулся его: он модифицировал михраб, чтобы перенаправить верующих с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), он добавил минарет, еще один минарет был добавлен его сыном, Баязидом II.
В 1670-х годах султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, начал масштабную реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция спасла собор Святой Софии и благодаря ей здание сохранилось до наших дней. Архитектор Синан по его указанию возвел еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо домов, которые примыкали к мечети, возвел мавзолей султана, где он находится до сих пор. На рисунках того времени французского художника Гийома Грелота (1680 г.) и шведского дипломата Корнелиуса Лооса (1710 г.) можно увидеть множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — им угрожала не столько штукатурка, сколько Стамбульские землетрясения.
Лишь в XVII веке турки добились соответствия внутреннего убранства храма мусульманской традиции и покрыли изображения гипсом. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Они были написаны известным османским каллиграфом Казаскером Эфенди по приказу султана Абдул-Маджида I. В то же время султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году для строительства нового здания российского посольства (до сих пор стоит на Истикляль) отремонтировать полуразрушенную мозаику храма. Без лишних слов Фоссати наступил на картину и одновременно нарисовал мозаичные иконы, которые видел во время реставрации. Многие из них рассыпались во время очередного сильного землетрясения и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Однако, по свидетельству Жерара де Нерваля, посетившего Константинополь в начале 19 века, мозаики были «слегка размазаны»; Николай Гумилев в 1913 году видел, как тени ангелов просвечивают сквозь штукатурку на стенах Софии; «Призраки мертвых византийских мозаик, сияющих сквозь известь» видел еще в 1907 году Иван Бунин.
В общем, София требовала постоянного ремонта, и турки ей не отказали. Кроме того, конкистадоры были настолько очарованы Софией, что в Стамбуле были построены мечети по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, который в своих величественных императорских мечетях несколько раз повторял образ Софии: тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же ощущение света, наполняющего храм изнутри. Голубая мечеть перед собором Святой Софии была достроена после Синана, в 1616 году — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век
Алами / Легион Медиа Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молятся Христу о спасении человечества. Часть мозаики разрушена.
«Соломон, я превзошел тебя!»
Собор Святой Софии был построен во время правления знаменитого византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Активный и целеустремленный правитель создал могущественную Византийскую империю: он ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.
Гордый император решил построить собор, который своим величием затмит храм царя Соломона в Иерусалиме. Честь постройки жемчужины Византии была удостоена архитекторов Анфимио ди Тралл и Исидоро ди Милет, которые были не только строителями, но и выдающимися учеными и инженерами, известными своим скрупулезным знанием математики и физики.
За пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возвели собор Святой Софии, символ Константинополя. Построенный из кирпича храм был украшен золотом, серебром, поделочными камнями, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Вся страна работала на возведение чуда Константинополя. Строительство собора потребляло три годовых дохода Византийской империи.
Небывалая роскошь храма поражала воображение народа, поэтому ходили легенды о том, что в строительстве собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упал на колени и воскликнул: «Соломон! Я обогнал тебя!»
Собор внутри, мозаики
Попав внутрь храма, обратите внимание на правую часть входа с необычной кирпичной кладкой в виде разноцветных фактур. Это та часть коронации, где на престоле восседали римские императоры.
Весь собор поддерживается множеством колонн, их более сотни.
Внутренние стены собора Святой Софии покрыты мрамором и великолепной мозаикой. В мозаике сочетаются элементы из золота, серебра, стекла и камня. Исследователи относят их ко времени правления македонской династии.
Первые мозаичные картины датируются 867 годом (Богоматерь с младенцем на руках и архангелы).
Примерно десять лет спустя были созданы мозаики с изображением 16 ветхозаветных пророков и 14 святых. Из всех изображений мозаики сохранилась только часть. Кроме того, некоторые фрески сохранились до наших дней, во многом благодаря штукатурке, которая когда-то покрывала стены мечети поверх старых изображений.
В конце IX века в соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со словами «Мир вам. Я свет миру».
Также в музее можно увидеть мозаичный портрет, посвященный императору Александру. Портрет уникален тем, что был сделан при жизни.
Реликвии османской эпохи также сохранились в соборе Святой Софии, такие как бронзовые лампы, личный подарок султана Сулеймана мечети.
Айя-Софья: архитектура
Вход в собор Святой Софии через большой двор с фонтаном в центре.
Купол Святой Софии
Всего в храм ведут девять дверей; только император или патриарх имели право войти через центральную дверь.
Когда-то внутри святилища было 214 оконных проемов, сегодня осталось 181 (недостающие закрыты контрфорсами и более поздними постройками).
Помимо османской осады, собор Святой Софии пережил множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые оставили свой след в церкви. Ущерб был настолько велик, что в 19 веке возникла угроза полного разрушения. Несчастье удалось предотвратить только благодаря падишаху Абдул-Маджиду, который пригласил реставраторов из Италии для восстановления святилища.
Специалисты говорят, что стены святыни имеют удивительные по тем временам показатели прочности. По предположениям, такого результата строителям удалось добиться за счет того, что в основной раствор был подмешан экстракт ясеневых листьев.
Мозаики в Соборе Святой Софии
В прошлом стены храма, а точнее их вершины, украшали росписи различной тематики и мозаики. В 726-843 годах, во время иконоборчества, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем в полной мере оценить все великолепие внутреннего убранства собора.
Впоследствии в храме продолжилось создание новых художественных произведений, а в 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.
Сегодня одним из наиболее ценных элементов внутреннего убранства собора является старинная мозаика. Их условно делят специалисты на три исторических периода:
- 9 век (начало);
- IX-X вв;
- конец 10 века.
Икона Пресвятой Богородицы в Святой Софии
Особенно ценным является мозаичное изображение Богородицы в темно-синем облачении, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Потрясающее сочетание золота и темно-синего цвета подчеркивает дух византийского величия.
Даже по современным меркам здание храма имеет довольно внушительные размеры: 75х68 метров.
Отличительной особенностью собора Святой Софии является красивый купол диаметром 31 метр, высота купола — 55,6 метра. Глядя на него, возникает ощущение, что он летит в невесомости, а солнечный свет, кажется, исходит от самого собора.
В центре центрального купола, окруженного 40 окнами, когда-то находился художественный образ Иисуса Христа. Но после взятия Константинополя турками это изображение было нарисовано и на обновленное покрытие нанесена сура из Корана.
В апсиде можно увидеть изображение лика Богородицы, именно она считалась покровительницей храма и ассоциировалась с мудростью (София).
Легенды и интересные факты
В соборе есть несколько необычных мест с головоломками. Один из них — покрытый медью плачущий столб, который, по легенде, способен исполнять желания. Также, если на него опираться больным местом, произойдет заживление. Еще одно загадочное место в соборе — прохладное окно, из которого в любую погоду холодно и доносится небольшой шум.
Символ собора и местная знаменитость — кот по имени Гли, которого вы, возможно, встречали во время посещения собора Святой Софии. Это одна из самых известных кошек в Стамбуле, вы можете узнать ее лучше по его профилю в Instagram @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года кошка умерла.
Отпечаток руки султана, покорившего Константинополь, сохранился до наших дней в соборе. Существует легенда, что султан вошел в собор верхом на лошади, возложил руку на колонну и оставил там отпечаток своей ладони. След был высоким, потому что его лошадь ходила по большому количеству трупов.
Главная особенность храма в том, что он сочетает в себе элементы православной и исламской культуры (изображения Христа, Богородицы и отрывки из Корана). Особого внимания заслуживают надписи на каменных парапетах, история которых насчитывает несколько веков назад. Самыми древними из надписей являются руны, оставленные в храме скандинавскими воинами-варяжскими. На сегодняшний день на них нанесено прочное прозрачное покрытие, защищающее историческое наследие от истирания.
Что на самом деле творилось за фасадом «прекрасной новгородской демократии»?
Фото собора Святой Софии
Софийский собор
Люстры в Санта-София
Собор Святой Софии
Интерьер собора Святой Софии
Ковер из тюльпанов возле собора
Интерьер собора Святой Софии
Софийский собор
Вход в собор Святой Софии
Софийский собор
Ограничения в связи с COVID-19
Несмотря на коронавирус и введенные в Стамбуле ограничения, собор функционирует по-прежнему. Только теперь на входе необходимо надевать маски и предъявлять специальный код HES. Он был введен турецкими властями и необходим для отслеживания перемещений пациентов с коронавирусом. Без него люди не допускаются в общественные места.
Вы можете получить код, заполнив форму на сайте.
Османские завоеватели
29 мая 1453 г турки овладели храмом и разграбили его драгоценное убранство. Верующие были убиты. Султан Махмед II, войдя в собор, был ослеплен его великолепием, поэтому приказал построить здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав его мечетью Святой Софии.
В 1847 году по приказу султана Абдула I мечеть была отреставрирована. На колоннах здания были размещены 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с выгравированными именами Аллаха и Пророка Мухаммеда.
Внутреннее убранство собора
Внутреннее убранство особенно роскошно. Собор поражает небывалым великолепием и королевской роскошью. Золотой потолок, к которому свисают золотые лампы, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 колонн из зеленой яшмы из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь внутренней отделки мрамором цвета и великолепие церемоний, происходивших в храме.
Все подчеркивает величие, величие, великолепие и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища вдохновило многотысячную толпу на мысль о могущественной Византийской империи и церкви.
Главное украшение собора — алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, Святой Марии, апостолов и пророков, выполненная в виде серебряной монеты. Алтарь собора выполнен из золота и меди, железа и стекла, яхты, изумруда и бус, оникса и бриллиантов, церковная утварь для богослужений — из серебра.
Мозаика в облицовке стен
Стены храма покрыты мозаикой с переплетающимися композициями:
- Престольный образ Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По бокам от Богородицы два архангела. Красивое, женственное лицо Марии, мягкий овал лица, правильный нос, красные губы говорят о земном характере Богородицы и одновременно завораживают духовностью.
- Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых Константинопольского Патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
- 16 ветхозаветных пророков и 14 святых, чья одежда складывается в спокойные складки, поэтому вы хотите прикоснуться к одежде, чтобы почувствовать их тепло.
- Иисус Христос, восседающий на престоле с Евангелием, открывается словами: «Мир вам! Я свет миру! »С левой стороны и благословение с правой. По обеим сторонам полуфигурки Богородицы и Архангела Михаила.
- Портрет императора Александра I, представленный в украшенном драгоценными камнями облачении и короне с подвесками. В левой руке императора земной шар. Мозаика из серебряного куба изображает императора за пасхальным изображением.
Мозаика отличается изысканной красотой и высочайшим мастерством. Фигуры выполнены с большим чувством меры. Образы одухотворены: большие глаза, полные боли, устремлены на неведомое расстояние. В торжественном умиротворении — отрешенность от земного мира.
Лучшие цветовые переходы без резких очертаний, мягкие цветные молдинги придают лицам землистый и чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского декора. На четырех больших овальных щитах — цитаты из Корана. Также есть вырезанный из мрамора минбар, откуда имам читал проповеди. По бокам бронзовые подсвечники.
На стенах и колоннах более 70 славянских надписей жителей Киевской Руси. На мраморных парапетах собора надписи нацарапаны солдатами варяжской гвардии императора Византии в средние века.
Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей
Nobody’s business but the Turks
Призывы вернуть Софии статус мечети не утихают после исторического решения 1934 года, но заигрывание с этой темой стало излюбленной темой внутренней политики в последние годы. Тем не менее, до недавнего времени президент Эрдоган заявлял, что поезд к этим изменениям уже начался. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад, когда его попросили превратить Софию в мечеть. Немаловажную роль сыграло то, что Софийский музей был самой прибыльной туристической достопримечательностью города: по разным оценкам он приносил до 75 миллионов долларов в год .
Софию убил коронавирус. Пресса прекратилась, оценки президента и его партии быстро разошлись, и нужно было срочно объединить расколотое и стремительно рассредоточенное общество вокруг какой-то национальной идеи. Все турки мечтали о Софийской мечети? Большинство из них никогда ее не видели и не подозревали о ее сложной истории. Но те же разговоры о возможном переходе смогли отвлечь людей от сообщений о коронавирусе и экономических проблем. Когда опросы показали, что 70% турок одобрили переход Софии к статусу мечети, ее судьба была решена. Символическая выгода — сплоченность турецкого общества — оказалась больше материальной.
И не последнюю роль в этой проблеме сыграли возражения Греции, протесты России и другие попытки международного сообщества остановить процесс. Каждая нота протеста встречалась враждебно и усиливала желание показать миру, кто главный в этом доме. «Возражения против статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — сказал президент Эрдоган; ведь мы ремонтируем не церковь, а музей.
Алами / Легион Медиа
Это не значит, что нет голосов против. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал BBC, что «миллионы светских турок кричат на них, но никто не слышит их голоса». Для них изменение статуса Святой Софии означает конец мечты о светском мусульманском государстве. Другие обеспокоены влиянием перехода на турецкий международный бренд. Третьи, в том числе мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются международных последствий.
Но победа по-прежнему приносит свои плоды: турецкое общество радуется одновременно с тем, что все вокруг так злы. Будет ли этой радости достаточно, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Для этого выборы должны состояться задолго до 2023 года.
Фабрика мифов
При любой власти София стала важным символом. Для его строителя, императора Юстиниана, он был символом величия своего королевства: он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится на века. Султан Мехмед II считал себя султаном нового мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а также поворотом на Запад, где, к большому огорчению многих его собратьев-мусульман, его империя сейчас была бы. Для Ататюрка София также стала символом новой просвещенной светской Турции, источником знаний для человечества. Что ж, для Эрдогана это символ того, что мир вынужден прийти к соглашению с Турцией, в частности, потому что в целом миру нечего сказать против предстоящего преобразования Софии в соответствии с буквой турецкого закона.
История той Софии, копьями которой сражаются сегодня, началась в 532 году нашей эры, когда император Юстиниан решил восстановить церковь Святой Софии в Константинополе, разрушенную во время восстания Ника, чтобы не было равных миру. Два грека — математик Антимий из Тралла и архитектор Исидор Милетский — изобрели грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно опирался на два полукупола, что здание, несмотря на его гигантский объем, казалось невесомым.
Alamy / Legion Media Мадонна с младенцем и исламской каллиграфией в соборе Святой Софии, 2018
София должна была бить не снаружи, а изнутри, сияя золотыми украшениями и светом тысяч золотых ламп. Это так сильно повлияло на крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и все забрали.
Чуть менее тысячи лет спустя, в день падения Константинополя, 29 мая 1453 года, в храм вошел новый владелец, девятнадцатилетний османский султан Мехмед II Завоеватель. Свидетель рассказал, как Мехмед «прибыл на площадь возле большой церкви, слез с лошади, упал лицом вниз, взял пригоршню земли и окропил голову, поблагодарив Бога. И он дивился этому огромному зданию, говоря:« В самом деле » эти люди приходили и уходили, и после них больше не будет таких, как они».
Загадки подземелий собора Святой Софии
Мечеть Айя-София — это не только известное строение на поверхности, но и невероятно обширная подземная часть, мало изученная и окутанная множеством тайн. Исторические записи говорят, что для того, чтобы заложить фундамент собора, рабочим пришлось вырыть огромный 70-метровый котлован. Кроме того, некоторые летописцы утверждают, что подземная часть собора Святой Софии усеяна десятками туннелей и скрывает несколько цистерн, предназначенных для сбора и хранения пресной воды. Вероятно, они были спроектированы по образу и подобию знаменитой Цистерны Базилика, расположенной рядом с собором.
На протяжении веков подземелья Святой Софии наполнялись водой и попасть в них было очень сложно. Первую попытку предприняли американские исследователи в 1945 году. Было решено установить мощные глубинные насосы и откачивать воду из неизведанных туннелей. Тщательно продуманный план с треском провалился. Оборудование работало на полную мощность, но уровень подземных вод остался на прежнем уровне. Когда насосы сломались и сгорели, американцы сократили неудачную операцию.
Более впечатляющих успехов достигли турецкие исследователи, которые не стали откачивать воду, а организовали несколько экспедиций с аквалангом. Последнее погружение специалистов было проведено в 2013 году. Часть сведений, полученных из древних летописей, подтвердилась, а часть оказалась преувеличением.
В частности, при исследовании была обнаружена территория, предназначенная для захоронения. Нам удалось хорошо изучить колодец, расположенный рядом с главным входом в собор, глубина которого составляет 12 метров. Из колодцев извлечены фрагменты огромной старинной люстры. В каменных стенах были обнаружены прочные и плотно закрытые двери. Очевидно, открыть их было невозможно. Но предполагается, что эти двери открывают доступ к резервуарам с водой. Эту теорию подтверждают данные, полученные с мощных сканеров: приборы показали, что под полом колодца и за стенами огромные пустоты.
также был тщательно осмотрен сухой каменный туннель, который разделен на две части: первая часть туннеля — это переход на площадь Ипподром, а вторая — на дворцовый комплекс Топкапы. Подземные коридоры имеют ответвления. Некоторые из них выводят наружу, а некоторые могут завести в тупик.
«Незабвенная Обыденка. XX век через историю незакрывавшегося храма». Фильм десятый
Время работы в 2021 году
Как и другие действующие мечети, Собор Святой Софии в Стамбуле открыт допоздна. Его рабочий график зависит от времени года:
- в летний сезон (с 1 апреля по 31 октября) мечеть открыта с 09:00 до 19:00;
- в зимний сезон (с 1 ноября по 31 марта) возможно прибытие с 09:00 до 17:00.
Туристы могут войти только тогда, когда нет молитв. На сайте можно узнать расписание услуг. Также график работы может меняться в связи с религиозными праздниками, Рамаданом и другими.
Лазерное шоу по расписанию намазов
Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что теперь будет? Власти Турции пообещали сохранить собор как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и, как следствие, выполнить все обязательства, касающиеся безопасности и доступности храма. Постепенно раскрываются и другие детали: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроются, но будут использованы специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, передавая свет верующим во время молитв. Уже известно, что полы будут покрыты антибактериальными коврами, в мечети круглосуточно будут играть Коран и туристы смогут посещать его в определенное время и, возможно, по выделенным маршрутам. Не исключено, что они будут приняты организованными группами, чтобы они не расходились по всем направлениям. В то же время там будут работать стамбульские гиды, в обычное время, как стервятники, охраняющие туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как и обещали власти, но на практике посетителю не позволят ни на секунду забыть, где именно он находится.
Юксель Гоз / Unsplash
Из западных путешественников, посетивших Софию, когда это была мечеть, был один, который любил ее еще больше в этом состоянии: Иван Бунин, который видел в своей примитивной простоте и наготе возвращение к «принципам ислама, рожденным в пустыне». «:» Когда я вхожу в храм, мне кажется, что пигмеи между его огромным пространством и огромными фигурами молящихся сидят на огромном квадратном мраморном полу, сотрясенные землетрясениями, полностью покрытые скользкими золотыми тростниковыми циновками. (…) Вокруг царит светлая безмятежная тишина, чуждая всему миру, тишина, нарушаемая только стуком и шипением голубиных крыльев в куполе и мелодичными, грустно-задумчивыми возгласами молящихся, звучными и музыкально умирающими между высота и пространство »(« Тень птицы », 1907).
Мы в Софии больше не услышим молчания Бунина: он увидел почти пустой храм. Для путешественника 21 века этого точно не произойдет. В пиковые туристические дни в Софии можно было простоять в очереди по несколько часов. Страшно представить, как это время увеличится, если всех туристов выгнали из храма во время молитв. Да и провести в нем, как и прежде, несколько часов с экскурсоводом, прочитав через какие столбцы, где находятся надписи, вырезанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Вы, скорее всего, дойдете до конца своей смены только для того, чтобы почувствовать, что через пятнадцать минут вам пора уничтожить.
К сожалению, эти коврики нельзя подобрать. Вокруг Софии всегда все будет оставаться трудным, и чем сложнее, тем больше у нас будут разные чувства к ней. В известном смысле сами турки остаются заложниками. Это здание нельзя разрушить или переместить, оно требует сложного ухода, и любое его состояние будет символической потерей. София продолжит вставать, они будут продолжать бороться из-за нее, но одно можно сказать наверняка: если до всего этого вам удалось обойти Софию, как вы хотели, и осмотреть все, что вы могли, вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но, безусловно, закроют возможность видеть ее такой, какой мы хотим.
Информация для посещения
Для посещения мечети требуется закрытая одежда.
Собор Святой Софии: видео
Вы можете совершить онлайн-прогулку по собору Святой Софии прямо сейчас с Travel Forever