- Географические сведения
- Дарданеллы и основные сражения
- Босфору — 7600 лет с гаком
- Босфор по легенде есть Коровий брод
- Мосты возводились еще со времен Геродота
- Еще раз мостах и туннелях
- Кто отважится переплыть Босфор?!
- Мосты
- Босфорский мост
- Мост султана Мехмеда Фатиха
- Мост султана Селима Грозного
- Чанаккале-1915
- Туннели
- «Мармарай»
- «Евразия»
- Экскурсии по проливу Босфор
- Коротко об истории
- Заливы Евразии
- Бискайский залив
- Финский залив
- Ботнический залив
- Персидский залив
- Оманский залив
- Бенгальский залив
- Сиамский залив
- Залив Шелихова
- Расстояние
- Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
- Отели с видом на Босфор
- Интересные факты
- Босфор — чертово течение
- Древний город Канаккале
- Извилистый рельеф Дарданелл
- Современный Босфор
- Описание мостов
- Подводные сооружения
- Окрестные достопримечательности
- История названия
- Как добраться до пролива Босфор
- Билеты на круизы по Босфору
Географические сведения
Если перевести «Босфор» на турецкий, название будет звучать как «Стамбул» или «Стамбул Богазы». Его размеры следующие:
- Ширина Босфора варьируется от 700 метров до 6 километров. Это самый узкий пролив в мире.
- Протяженность около 30 км.
- Максимальная глубина 120 м.
Соседи Дарданеллы имеют соответствующие параметры в 2 раза больше и вместе со своим соседом делят современную Турцию на европейскую и азиатскую части. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем, а близлежащий канал — с Эгейским и Средиземным морем. Это оживленный водный путь между двумя частями света, обеспечивающий движение грузовых и пассажирских судов и нефтяных танкеров.
По мнению ученых, этот водоем появился около 7,5 тысяч лет назад. В то время акватория Черного моря характеризовалась низким уровнем воды и не соединялась с другими. По окончании ледникового периода и таяния огромных масс снега образовалась депрессия, которая сейчас известна как Босфор.
Интересной деталью было образование двух течений: свежего верхнего и соленого нижнего. Эта особенность была обнаружена океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым в 1881 году.
Дарданеллы и основные сражения
Первые боевые действия на этой территории относятся к Троянской войне (предположительно XII век до нашей эры). Его причины до сих пор являются предметом споров среди историков, а руины легендарного города, расположенного у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.
V век до нашей эры охарактеризован как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл, чтобы построить своего рода мост из кораблей. Для перехода его войск в Грецию 300 кораблей выстроились в линию в двух точках пролива, по которым на берег сошли воины Ксеркса.
В 334 г до н.э именно здесь Александр Македонский заложил основу своих знаменитых достижений в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.
15 век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 года (захват Константинополя — современного Стамбула) османы были усилены и родилась новая империя. В 1462–1467 годах на берегу Дарданелл были воздвигнуты две крепости — Чименлик и Килитбахир, предназначенные для отражения возможного нападения венецианцев.
В 1833 году Россия встала на сторону Османской империи во время турецко-египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение договора Ункар-Искелеси, дающего России право беспрепятственно пересекать Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран из Средиземного моря. В 1841 году в Лондоне была подписана конвенция, которая лишала Россию этого права, только турецкие суды могли проходить через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно терпели поражение у пролива, но позже не утратили и здесь своего преимущества.
Первая мировая война втянула Турцию в битву за Дарданеллы. В 1915 году захват пролива был лично спланирован премьер-министром Великобритании Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море он решил высадить войска на полуострове Галлиполи. В результате длительных боев страны-участницы операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) потеряли более 300 тысяч человек. Османская армия победила, и Черчилль был вынужден уйти в отставку.
Дарданеллы сыграли важную роль в трагическом участии России в Первой мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не ранее 1917 года. Британские власти пообещали, в случае успеха операции, отдать русским и пролив, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.
Босфору — 7600 лет с гаком
Стихийные бедствия, как и пути Господа Бога, непостижимы. До ледникового периода Стамбульского пролива, особенно мегаполисов по обе стороны, в мире не существовало. Правда, сами Средиземное, Черное, Мраморное и Азовское моря уже беспрестанно волновали свои воды. А уровень Средиземного моря продолжал расти. Из-за таяния огромных масс снега и льда. Воды в их ложе казались узкими. И они пробились через скалы к Черному морю, чему, по мнению некоторых ученых, способствовало древнее русло реки. Как бы то ни было, но пролив показался миру долгой поездкой, а точнее 29,9 километра. Древние греки называли его Босфором франков. Но Керченский пролив получил от них название Киммерийского пролива. Кстати, в Босфоре два течения. Верхняя часть, которая вытекает из Черного моря, соленая. Инфериоре — от Мраморного до Черного моря — обессоленный.
Босфор по легенде есть Коровий брод
И это причудливое имя связано с дочерью царя Аргосии (и речного божества Инах), правившего давно Ио. Из античной мифологии известно, насколько великой любовью был бы главный бог Олимпа, громовой Зевс. Так он безумно влюбился в Ио. Но у него была законная жена Эра. Конечно, очередной роман с девушкой ей не понравился. Чтобы предотвратить последнюю беду, Зевс превратил Ио в белую корову. Чтобы избежать гнева Геры, Ио (белая корова) бросилась в воды пролива. Вот почему Босфор еще называют Коровьим бродом. Но по легенде, когда это было ?! В наши дни Босфор обеспечивает выход как к Средиземному морю, так и к мировым океанам. С его помощью вы можете добраться до России, Украины, Закавказья и Юго-Восточной Европы. Проще говоря, это один из самых загруженных торговых путей (и не только). Кстати, он также поставляет нефтепродукты, продукты питания, промышленные и другие товары. Судоходство очень интенсивное. Используются пилоты. Скорость не более десяти узлов в час. Плата за проход судов через пролив составляет тысячи долларов и зависит от их класса. Уместно сказать, что он уже устремляется к своим водам. Поэтому есть планы построить морской канал протяженностью от пятидесяти до ста километров к западу от Стамбула. И здесь необходимо помнить: зимой 1621–1669 гг. Босфор был покрыт льдом. И тогда, вдали от нас, это называлось Малым ледниковым периодом. Сейчас окрестности пролива, по сути, субтропические. Как, например, наш Сочи. В них произрастают многие виды пальм, магнолий и других видов южных пород деревьев. Обилие овощей и фруктов. Которые поставляются в Россию — между странами идет оживленная торговля. А из самого Большого Сочи можно отправиться в круиз в Стамбул и по самому Босфору. Интересно, что благодаря проливу Стамбул одновременно находится в Европе и Азии. А его морской порт Каракёй является центром организации морских круизов. Итак, о субтропиках. Весна наступает в Стамбуле и вокруг Босфора в апреле. В мае-октябре больше 19-25 градусов. Самые жаркие месяцы — август и сентябрь, температура выше тридцати градусов по Цельсию. Летом вода нагревается до 23-26 градусов тепла. Зимой остывает до 5-6. Почти как российское побережье Черного моря, бухта Золотой Рог в Стамбуле выглядит фантастически. Балконы жилых и других построек буквально нависают над проливом. Дома то поднимаются, то устремляются к берегу. Они заросли южной растительностью. Волшебная красота! Кстати, перейти из одного банка в другой не так уж и сложно.
Мосты возводились еще со времен Геродота
Об этом древнегреческом историке, ученом и так далее, я слышал только о глубоко ленивом. Так, согласно его источникам, первый мост между берегами Босфора был построен в 514 году до нашей эры. Понтонный мост. С лодок и веревок Инженер с острова Самос Мандрокл по приказу царя Дария. Когда он отправился в поход на покорение скифов. Четверть века спустя его сын Ксеркс осмелился покорить Грецию. Он также построил мост. Но этот элемент был уничтожен. Царь был так зол, что в гневе вылепил воды пролива собственными руками. Кнутом! И они вроде смирились. Войска перешли третий мост. К твоей собственной гибели. В Европе на Марафонской битве. Затем люди переправлялись на лодках и паромах. Строить мосты столицы было очень проблематично: сильное течение, большая глубина. Столичные мосты через пролив казались ближе к нашему времени. Примечательно, что один из них появился в 1979 году. Его столбы возводили по обе стороны берега, а дорожное полотно развлекалось на тросах. Второй (вантовый) мост появился в 1988 году. А в 2017 году на южной оконечности Босфора, недалеко от Мраморного моря, был заложен символический камень нового вантового моста «Чанаккале», который будет стать самым длинным в мире. Северный вход в пролив отмечен двумя мощными маяками. Один находится на побережье Европы, другой — на побережье Азии. Слева — корабли турецкого флота. Они охраняют вход с Черного моря в пролив Босфор. А главная достопримечательность мегаполиса связана именно с мостом. Он назван в честь султана Селима. Вантов. Ширина 59 метров. С восемью полосами. Плюс железнодорожный путь. С пилонами высотой 322 метра. Снизу тросы, на которых висит мост, выглядят как паутина. А вес их канатов — 28 тысяч тонн! Это то, что пытались сделать инженеры!
Еще раз мостах и туннелях
Пока что сегодня через пролив три моста. Вагон плюс рельс султана Селима Грозного сдан в эксплуатацию в 2016 году. Его длина составляет 1408 метров. А вот автомобильный мост Султана Мехмеда Фатиха протяженностью менее — 1090 метров, но не менее грандиозный, был возведен в 1988 году. В пяти километрах от первого моста. Наконец, третий мост, немного короче второго (1074 метра), был построен в 1979 году. Что касается туннелей, то им тоже есть где остановиться. Один из них, в частности, между двумя районами Стамбула — Казлычешме на европейском побережье и Айрылыкчешме на азиатском побережье, был открыт в 2013 году. 13,6 километра проходят под водой и 1,4 километра на поверхности. Существует также туннель Евразия между районами Казличешме и Гезтепе в Стамбуле. Он протянулся на 14,5 километров. 5,4 из них находятся ниже пролива на глубине 106 метров. Открыт в 2016 году.
Кто отважится переплыть Босфор?!
Удивительно, но такие соревнования проводятся в Стамбуле. От Олимпийского комитета Турции. И есть много желающих поучаствовать. А соревнования пловцов связаны с древней легендой. Жил-был молодой Леандро. Он всем сердцем любил жрицу храма Героя Афродиты. И каждую ночь он плыл к ней через пролив на свиданиях. Чтобы наслаждаться его теплыми объятиями и поцелуями. Чтобы возлюбленная не заблудилась в ночи среди вод, Герой установил на башне горящий факел. Но однажды случилось так, что сильный порыв ветра задул его. Ориентир был потерян, и Леандер утонул. Геро не мог вынести боли. И он бросился с вершины башни в Босфор. Соревнования проходят в память о трагически погибших влюбленных.
Мосты
Босфор и пролив Дарданеллы на карте мира — это не только ворота из Черного моря в Средиземное море, но и путь из Азии в Европу. Если тысячи лет назад люди использовали для этого морской путь, то сейчас между берегами есть транспортное сообщение через мосты.
Босфорский мост
В 1973 году был открыт первый в Стамбуле подвесной мост через Босфор. Его второе название — Понте дей Мартири 15 июля. Переименование произошло в честь людей, убитых или раненых 15 июля 2016 года во время турецкого военного переворота, направленного на свержение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Мост состоит из трех пролетов: прибрежного и центрального. Общая длина моста составляет 1560 м, а центральная часть — 1074 м, что представляет собой довольно большое архитектурное сооружение. Расстояние от края до края составляет 33 м, а высота опор над уровнем моря — 165 м. Босфорский мост имеет 6 полос движения для движения транспортных средств, движущихся на высоте 64 м над водой.
Мост соединяет восточную и западную части Стамбула, обеспечивая движение транспорта через центр города.
Мост султана Мехмеда Фатиха
К северу от Босфорского моста находится мост Султана Мехмеда Фатиха, введенный в эксплуатацию 19 мая 1988 года. Мост длиной 1510 метров и шириной 39 метров. Он также соединяет восточную и западную части Стамбула, однако проходит вдоль северной окраины города.
Именно Мехмед Фатих сумел в 1453 году штурмовать столицу Византии — Константинополь, после чего город на долгие годы стал столицей Османской империи. Пропускная способность моста составляет около полумиллиона человек в сутки.
Мост султана Селима Грозного
Этот мост является самым северным мостом через Черноморский пролив и находится за городской чертой Стамбула. Он был открыт совсем недавно — 26 августа 2016 года. Во время правления Селима Грозного Османское государство активно завоевало новые территории, росло и укреплялось.
Главная особенность моста в том, что он комбинированный. Часть моста поддерживается тросами, а центральная часть подвешена на тросах. Имеет 8 полос движения и 2 железнодорожных пути. Общая длина моста составляет 2164 м при ширине 58,4 м и рекордной высоте пилонов 322 м.
Мост соединяет самые северные части Босфора.
Чанаккале-1915
Завершение строительства моста Чанаккале-1915 в Дарданеллах ожидается к 2022 году. Его строительство началось 1 марта 2017 года, его планируемая длина составит 3563 м при ширине 43,06 м и высоте 318 м. Название моста связано с победой османского флота в Первой мировой войне во время Галлиполийской кампании.
Согласно проекту, мост будет иметь 6 полос движения, соединяющих полуострова Малая Азия и Галлиполи.
Туннели
Проливы Черного моря имеют не только наземный, но и подземный переход. Из-за загруженности автомагистралей руководство Турции решило построить 2 подземных туннеля, соединяющих западный и восточный берега Босфора.
«Мармарай»
Впервые идея создания такого тоннеля была выдвинута еще в 19 веке. Султан Абдул-Маджид, который не был реализован из-за финансовых и технологических проблем. С 2004 по 2013 год благодаря работе японско-турецкого консорциума был разработан и реализован проект по созданию железнодорожного сообщения с городом Стамбул по морскому дну.
Согласно проекту, протяженность тоннеля составляет 13,6 км, а также реконструированы 63 км пригородных железных дорог от Гебзе до Халкалы. Проект рассчитан на ежедневное перемещение 1,5 млн человек. В переводе с турецкого слово «мармарей» переводится как «рельсы на Мраморном море».
«Евразия»
Строительство тоннеля началось 19 апреля 2014 года, а ввод в эксплуатацию состоялся спустя три года. Это самый глубокий и широкий туннель на Земле, созданный с соблюдением всех экологических требований ЮНЕСКО. Он также имеет защиту от цунами и землетрясений.
Общая длина этого архитектурного сооружения составляет 14,6 км. Тоннель предназначен для проезда автомобилей и маршруток. 5,4 км дороги ведет на глубину более 100 м. Название туннеля также говорит о предназначении сооружения: соединить европейское побережье Босфора с азиатским.
Экскурсии по проливу Босфор
Есть несколько вариантов прогулок по Босфору:
- Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Программу можно посмотреть в кассах. Стоимость проезда обычно такая же, как и на любом другом общественном транспорте Стамбула.
- Коммерческие прогулочные паромы. Таких паромов, которые проводят прогулки по проливу, большое количество, и у каждого есть своя программа. Прогулка займет полтора часа, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом этих паромов является их регулярное сообщение, поэтому вы можете сесть на них практически в любое время дня.
- Небольшие частные лодки. Туристы, желающие индивидуальной прогулки по Босфору, могут выбрать катер с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
- Индивидуальные экскурсии. Один из лучших вариантов прогулок, так как гид во время экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, его прошлом и настоящем, а также показывает самые известные места и порекомендует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно покушать.
Какую экскурсию выбрать, зависит от туриста. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.
Коротко об истории
Своим названием пролив обязан греческой мифологии, которая повествует о любви Зевса к прекрасной Ио. Опасаясь мести со стороны жены Геры, гром превратил девушку в корову. Кто, переплыв узкую бухту, укрылся в гористой местности Малой Азии. Следовательно, этот переход был назван коровьим бродом, или по-гречески Босфором. Историкам известны два пролива с этим названием: рассматриваемый фракийский и киммерийский, или Керченский.
Долгое время оставалось неизвестным, кто открыл пролив между Европой и Азией. Предполагалось, что это были греки, и путешествие произошло в 8 веке до нашей эры. Однако в 1975 году болгарские водолазы нашли каменный якорь. Критские корабли были оснащены подобным оборудованием около 3500 лет назад. Таким образом, критяне опередили всех на 27 веков и успешно обогнули весь мир, не исключая Африку, бассейн реки Нил и побережье Бенгальского залива.
Где сейчас находится Стамбул на карте, в 658 г до н.э греки основали город Византию и перед ним построили башню. Между ними протянулась бронзовая цепь, которая могла замкнуть движение по каналу. Правители этой крепости первыми контролировали судоходство по Босфору. Спустя 10 веков на этом месте поселился император Константин, назвав столицу своим именем, а после поражения византийцев османами здесь поселились турки. Султан Мехмед дал городу название Стамбул в 1453 году.
Конец 17 века ознаменовался консолидацией России на Черном и Азовском морях. По этой причине возникла проблема Босфора. Довольно часто правительство Османской империи запрещало проход через пролив отечественным кораблям. Это было причиной многочисленных русско-турецких сражений.
Конфликт мог быть разрешен после Второй мировой войны, когда СССР как победитель захотел взять под свой контроль этот водный путь. Однако союзники, и в первую очередь Соединенные Штаты Америки, не допустили этого. Несмотря на то, что Босфор имеет статус открытого моря и не может принадлежать собственнику, Турция имеет право ограничивать проход судов тех государств, которые не входят в акваторию Черного моря, и военных кораблей какой-либо страны.
Заливы Евразии
Бискайский залив
Омывает атлантическое побережье двух стран: Франции и Испании. Название бассейна происходит от провинции Бискайя, которая является частью испанского государства. Его поверхность составляет около 223 тысяч квадратных километров, а максимальная глубина — 5120 м. В Испании часто используют другое название — Кантабрийское море.
Финский залив
Расположен в восточной части Балтийского моря. Его площадь составляет 29 500 кв. Км. Длина бассейна около 420 км, ширина от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллинн), а также бывшая столица России Санкт-Петербург. В 18 веке также использовалось название Кронштадтский залив.
Раньше приток воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, но комплекс сооружений, защищающих северную столицу от этих волн, был завершен в 2011 году.
Залив имеет большое хозяйственное значение. Он активно используется для морской торговли, и именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».
Ботнический залив
Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Он отделяет западное побережье Финляндии от восточного побережья Швеции. Его площадь превышает 117 тысяч квадратных километров, а максимальная глубина — 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме нестабильна и резко падает к северу. Следовательно, пресноводные рыбы населяют северные берега залива.
Персидский залив
Лава с востока Аравийского полуострова и с юга — побережья Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Персидский залив». Его площадь составляет 239 тысяч квадратных километров, а средняя глубина — 36 м. Воды рек Тигр и Евфрат впадают в водохранилище, которое сначала впадает в реку Шатт-эль-Араб.
Платформа Персидского залива необычайно богата нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть, находящуюся под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов кубометров газа, помимо 45 миллиардов баррелей нефти.
Оманский залив
Он отделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает побережья четырех государств: Ирана, Пакистана, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов. Его длина составляет 450 км, а ширина достигает 330 км. Максимальная глубина — 3694 м.
Бенгальский залив
Огромный водоем площадью более 2,1 миллиона квадратных километров. Это самая большая бухта Мирового океана. Омывает восточное побережье Индийского субконтинента и западное побережье Мьянмы. Рядом с городком Кокс-Базар есть пляж протяженностью 120 км, что также является рекордом. Именно в этом заливе протекает священная индийская река Ганг. Крупнейшие города на побережье водохранилища — Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнам, Ченнаи.
Сиамский залив
Его естественные границы — Малайский полуостров и Индокитай. Площадь бухты — 320 тыс. Кв. Км. Максимальная глубина — 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников дохода.
Залив Шелихова
Водоем принадлежит Охотскому морю и омывает западное побережье полуострова Камчатка. Его длина составляет 650 км, а ширина колеблется от 130 до 300 км. Ледовый покров с декабря по май. Здесь очень высокие приливы, достигающие высоты 14 м. В связи с этим планируется построить в заливе, в частности в Пенжинской губе, приливную электростанцию, которая могла бы стать крупнейшей электростанцией в мире. Его мощность может достигать 87 ГВт.
Расстояние
Босфорский пролив пересекает 30-километровый перешеек между Европой и Азией и является частью Средиземноморского бассейна.
Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива находится на севере и составляет 3700 метров, минимальная ширина находится в центре пролива и составляет 700 метров, что делает пролив самым узким на планете, средняя ширина — 2 км. Глубина фарватера колеблется от 33 до 80 метров.
Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира не только географические, но и исторические.
на него повлияли многие культуры:
- Древнегреческий.
- Древний римлянин.
- Византийский.
- Южнославянский.
- Культуры народов Азии.
- Османская.
Кроме того, в разное время здесь преобладали 4 религиозных течения:
- Язычество.
- Православное христианство.
- Католическое христианство.
- Ислам.
Одна из главных достопримечательностей Босфора — залив Золотой Рог. Это узкая роговая бухта, которая разделяет Стамбул на восточную и западную части. На этом месте была основана византийская колония, ставшая городом с населением в несколько миллионов человек.
В византийские годы бухту блокировали римляне — огромная железная цепь не позволяла вражескому флоту дойти до Константинополя. Сегодня это очень оживленное туристическое место, считающееся самой красивой частью города. Дворец Долмабахче расположен в европейской части Стамбула. Он был построен в 1842–1853 годах для султана Абдул-Маджида I и с 1984 года по сегодняшний день является музеем.
Название дворца в переводе с турецкого означает «рыхлый сад». Вы можете найти его на границе районов Кабаташ и Бешикташ.
Гордость византийской архитектурной архитектуры, сохранившаяся до наших дней, — это собор Святой Софии или Святой Софии. Первый собор был построен в 324 году, но был разрушен, а при Юстиниане I в 532-537 годах здание было восстановлено. Это то, что сохранилось до наших дней.
До 1453 года это был главный храм православного мира, но с падением тысячелетней империи здание было преобразовано турками-османами в мечеть, которая оставалась до 1935 года, когда здание было преобразовано в музей. Собор находится в районе Фатих, недалеко от парка Султанахмет Аркеоложи, до которого можно добраться на трамвае или маршрутке.
Уникальный архитектурный памятник — Султанахмет или Голубая мечеть, построенный в 1609–1616 годах, сочетает в себе черты византийского наследия — форму купола и размах мысли. Здание было построено, чтобы умилостивить Аллаха после поражения Османской империи в двух войнах. Он расположен в 200 метрах от собора Святой Софии.
Но главным дворцом огромной империи до середины 19 века оставался дворец Топкапы, расположенный на мысе Сарайбурну. С этой головы можно наблюдать соединение Золотого Рога с водами Босфора. Его создание восходит к началу деятельности османов в завоеванном Константинополе. Строительство началось в 1465 году и длилось 13 лет.
Дворец находится в нескольких минутах ходьбы от собора Святой Софии, который находится в 0,5 км.
Не менее богаты достопримечательностями Дарданеллы. Например, в азиатской части пролива, если поехать на автобусе из города Канаккале в 52 км на запад, можно добраться до места, где находятся руины нескольких крепостей. Одна из них — крепость Кумкале.
Недалеко от этого места находится знаменитая гора Гиссарлык. Он известен тем, что благодаря раскопкам этого холма Генрихом Шлиманом был найден более известный и легендарный город-крепость, о котором Гомер писал в «Илиаде» — Трою.
В этих местах Гектор потерпел поражение от Ахилла, правление старого Приама было порабощено царем-воином Агамемноном, а Древняя Греция начала распространять свою культуру на восток. Добраться до Трои можно и с европейского побережья — она находится в 7 км от побережья Дарданелл.
На крутом берегу Дарданелл, прямо на поверхности земли, есть надпись «DUR YOLCU.
В переводе с турецкого это означает: «Стой, бродяга! Эта земля, по которой вы идете без колебаний, является местом заката целой эпохи ». На европейском побережье Дарданелл находится город Гелиболу, известный своей каменной башней, последней уцелевшей византийской крепостью.
В годы русско-турецких войн здесь содержались казачьи пленные, а в 1921 году здесь находился караульный пост солдат русской армии барона Врангеля. Сегодня в башне находится музей турецкого моряка Пири Рейса. Добраться до Гелиболу можно на междугородних-пригородных автобусах и на теплоходе.
Отели с видом на Босфор
На туристической карте мира Черноморский пролив занимает особое место. И если Дарданеллы привлекают в основном историков, то мечта многих туристов — побывать на Босфоре.
На берегу пролива много отелей с прекрасными видами на море, которые отражены в таблице:
Имя | Знаменитости | Должность
в Стамбуле |
Как туда добраться | Стоимость проживания
(день / чел.) |
Ритц-Карлтон | 5 | Asker Ocagli Cad, 6 | Городской транспорт | От 12 500 руб. |
Двойное дерево хилтон | 4 | Ordu cad, 33;
Albay Faik Sozdender cad, 31 |
Городской и водный транспорт | От 7000 руб. |
Отели Калион | 4 | Кеннеди, 34 года | Городской и железнодорожный транспорт | От 5000 руб. |
Нордштерн | 5 | Терсане каждая, 5 | Городской, водный и железнодорожный транспорт | От 5500 руб. |
Анжер Отель Босфор | 4 | Findikli Meclisi Mebusan cad, 61 | Городской и водный транспорт | От 4100 руб. |
Интересные факты
Из-за уникальности своего геологического образования и исторической важности проливов не забывайте некоторые интересные факты, связанные с ними.
Босфор — чертово течение
Это природное явление особенно ярко проявляется во время весеннего половодья, когда растворенная речная вода устремляется в воды Мраморного моря через пролив Босфор. В это время скорость течения в проливе резко возрастает, и синие ручьи начинают бешено устремляться к Дарданеллам, создавая кипящую воду в самых узких частях пролива.
Бурлящая вода создает эффект искрящегося газа.
Древний город Канаккале
Самое старое из существующих поселений в окрестностях нынешнего города восходит к 4800 году до нашей эры. Потомки первых жителей сотни лет спустя основали в этих местах два города: Трою и Эйс. В их память в центре города установили статую троянского коня.
Нынешний город берет свое начало от османской крепости, построенной в 15 веке.
Извилистый рельеф Дарданелл
Проливы Босфор и Дарданеллы — это 2 пролива на карте мира, через которые можно было попасть из Европы в Азию и наоборот. Однако переход через Дарданеллы совершался гораздо реже, чем через Босфор, что связано с извилистым рельефом пролива.
Помимо того, что в древности это была горная долина с сохранившимися скальными образованиями, судам, пересекающим пролив, приходилось несколько раз менять направление движения, чтобы пройти через пролив.
Современный Босфор
Древний город, расположенный на границе двух культур, неизменно привлекает туристов. В Стамбуле всегда можно найти как групповые экскурсии, так и индивидуальных путешественников. Почти всех поражает величественный вид кораблей, плывущих по проливу, и искусственных, построенных руками рабочих и инженеров, проходящих через него.
Описание мостов
Как сказал Геродот, первый понтонный переход через Босфор построил Мандрокл, инженер о. Само по приказу персидского царя Дария в 514 г до н. Э. Правитель вел скифские войны, а затем подготовил внезапное нападение.
Четверть века спустя его сын Ксеркс приказал построить две переправы, чтобы завоевать Грецию. Для этого он пригласил инженеров из Египта и Финикии. Однако оба сооружения смыло течением. В наказание строителей пороли, и буря внезапно утихла. Еще один мост был построен через Босфор. Войска двинулись по нему в битву при Марафоне, где потерпели сокрушительное поражение. Впоследствии попытки создать нечто подобное прекратились. Из-за большой глубины и сильных течений установка опор казалась невозможной.
Залив разделяет европейскую и азиатскую части города, и паромы, которые пересекают его, соединяют оба берега. Теперь вы можете переходить из банка в банк в трех местах:
- Строительство первого моста было завершено в 1973 году. Его опоры поставлены на берег, а пролеты с полотном дороги подвешены на тросах. Длина конструкции составляет 1565 м, ширина — 32 и высота — 65. Доступ к трассе пешком запрещен, кроме дня Стамбульского межконтинентального марафона. Новое название Босфорский мост получил в 2016 году в память о погибших в результате переворота. Сейчас он называется Мостом мучеников 15 июля.
- В самом узком месте был построен мост Султана Мехмеда Фатиха. Он был открыт в 1988 году и приурочен к 535-летию завоевания Стамбула. Траверс составляет 1505 м в длину, 40 м в ширину и 65 м в высоту, что особенно впечатляет в темноте. Свечение тысяч ламп можно наблюдать на многие километры.
- Имя султана Явуза Селима связано с третьим переходом Босфора через залив. Он расположен на выходе из Черного моря и открыт 26 августа 2016 года. Мост позволяет перемещаться по четырем полосам движения в каждую сторону и имеет следующие параметры: длина 2164 м, ширина 59 м, высота 322 м. Длина Главный пролет — 1408 метров.
Подводные сооружения
Современный Стамбул растет и развивается. Постепенно пропускной способности мостов стало недостаточно для комфортного передвижения между берегами канала. Проложенные по дну пролива тоннели позволили снизить транспортную нагрузку:
- Мармарай, предназначенный для обработки железнодорожных вагонов. Его общая длина составила 9,8 км, под водой — 1,4 км. Максимальная глубина от поверхности канала — 60 метров. Строительство длилось почти 9 лет. Пуск был заложен в 2004 году, а полный ввод в эксплуатацию состоялся 29 октября 2013 года.
- Евразийский туннель обеспечивает транспорт между частями города для автомобилей и микроавтобусов. Официальное открытие состоялось 20 декабря 2016 года. Длина участка подводной лодки составляет 1,4 км, а общая длина — 5,4 км. Расстояние от самой высокой точки Босфора до самой глубокой точки — 106 метров.
Окрестные достопримечательности
Как и любой древний город, Стамбул может похвастаться множеством исторических памятников. Многие из них находятся в непосредственной близости от пролива:
- Лучшим из большого количества доступных заливов считается Золотой Рог с его извилистыми берегами и многочисленными якорными стоянками для всех типов судов и яхт. Чистая, прозрачная вода не замерзает, а снег практически не выпадает. Естественный географический рельеф обеспечивает защиту от сильных ветров. Лучшее время для посещения — осень.
- Берега Босфора в самом узком месте украшают две крепости, которые в середине 15 века должны были ограничить судоходство по проливу. С европейской стороны это руины Румели Хисар, а на азиатском побережье — крепость Анадолу Хисары. Именно между ними была натянута непреодолимая цепь, препятствовавшая сообщению Черного и Средиземного морей.
- Вы не можете пройти мимо дворца султанов в сияющем порту Долмабахче. Он расположен в европейской половине города и был построен в середине 19 века в стиле барокко. Стремясь превзойти лучшие шедевры мира, османские архитекторы многого достигли. На внешнюю и внутреннюю отделку потребовалось несколько тонн золота, а в залах сохранились картины Айвазовского, написанные по просьбе султана.
- Собор Святой Софии, построенный в 6 веке нашей эры, стал символом Византийского царства и православной веры и во времена правления императора Юстиниана. Эта базилика была самым грандиозным и почитаемым святилищем в христианском мире. Неоднократно подвергался нападениям. Сначала в 13 веке крестоносцы напали на церковь и разграбили ее. В середине 15 века. Турки, захватившие собор, превратили собор Святой Софии в мечеть и назвали здание Святой Софией. Однако для православных христиан это все же святое место.
- Недалеко от Софийского собора находится Голубая мечеть, образец исламской архитектуры был возведен в начале 17 века. Он до сих пор функционирует, будучи символом Стамбула и его главной мечети. Строительство началось после поражения в войне с Австрией, чтобы умилостивить Аллаха. Его стиль смешал классическую византийскую и турецкую архитектуру. Стены были украшены бело-голубой керамикой.
- В 15 веке на берегу Босфора был возведен дворец Топкапы, который до первой половины 19 века был резиденцией султанов. Сейчас это огромный исторический музей, внесенный в список ЮНЕСКО. 25 османских правителей жили и вели дела в нем до постройки Долмабахче, более европейского и современного.
История названия
В древности пролив назывался Эллеспонто, что в переводе с греческого означает «море Геллы». Это название основано на древнем мифе. Жена Нефела, царя Фессалии, умерла. Вскоре король снова женился, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умоляла бога Гермеса помочь им. Брат и сестра попытались спастись бегством на овне из золотого руна — божественном даре. Но во время полета Гелла упала в море и утонула, и Фрикс оставался только оплакивать ее. С тех пор пролив издавна называют «морем Гелла».
Название, которое используется сейчас, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости от него древнему городу Дардания. Однако его существование в древности также основано на мифах.
Как добраться до пролива Босфор
Координаты пролива Босфор: 41 ° 13’16.3 «N 29 ° 07’42.2» E
Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень легко, вдоль пролива много остановок. Ниже представлены варианты, как добраться до пролива в его южной части с обеих сторон.
С европейской стороны:
- На метро: станция Kadiköy (M4, розовая ветка).
- На трамвае: T3, выйти на одной из следующих остановок: arşi, İskele Cami, Kadıköy İDO».
- На поезде: поезд Мармарай, сойти на станции Хайдарпаша).
- Автобусом: п. 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222 (выйти на остановке Kadıköy) или на автобусе № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E (выйти на остановке «Rıhtım»).
- На такси: В Стамбуле работают желтые такси, и вы можете заказать такси через популярное приложение Uber Taxi.
Здесь есть несколько паромных терминалов: Кадыкёй, Турёл.
С азиатской стороны:
- На метро: станция Marmaray Yenikapı İstasyonu (M1A, M1B, M2, красная и зеленая линии).
- На трамвае: T1, выйти на остановке Laleli — Üniversite и идти пешком в сторону пролива.
- На поезде: поезд «Мармарай» (остановка «Мармарай Йеникапы İstasyonu»).
- Автобусом: п. 81, BN1, MR5, İST-1, выйти на остановке Yenikapı Sahil».
- На такси: Стандартные желтые такси и такси можно заказать через приложение Uber Taxi.
Среди паромных причалов стоит İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.
Панорама пролива Босфор в Стамбуле:
Билеты на круизы по Босфору
Круизы и экскурсии по Босфору Купить в Купить билет на круиз по Босфору Купить в Нашли ошибку? Дайте нам знать.