- О месте Мост Султана Мехмеда Фатиха
- История строительства моста Султана Мехмеда Фатиха
- Стамбул. Мост султана Селима Грозного.
- Основные характеристики моста султана Селима Грозного в Стамбуле.
- Стамбул. Галатский мост.
- Конструкция и технические характеристики
- Полезные советы и важная информация
- Интересные факты
О месте Мост Султана Мехмеда Фатиха
Второй мост через Босфор носит другое название — мост Султана Мехмеда Фатиха. Это второй подвесной мост в Стамбуле, пересекающий пролив Босфор. Он соединяет районы Румели Хисары и Анадолу Хисары в европейской и азиатской частях города. Возведено сооружение возле крепостей Румели Хисары и Анадолухисары, контролировавших Босфор в 1985-1988 годах.
Мост назван в честь султана Османской империи, открывшего Константинополь в 1453 году. Проект реализован международным консорциумом Freeman Fox & Partners, ранее занимавшимся строительством Босфорского моста.
Отель расположен ближе к Черному морю, за оборонительной крепостью 15 века Румели Хисары, на пересечении пролива Босфор. Первый мост через Босфор находится в 5 км к северу.
История
Строительство моста султана Мехмеда Фатиха в Стамбуле началось в 1985 году и было завершено в 1988 году. Его открытие 29 мая 1988 года ознаменовало еще одну годовщину в истории Турции: 535 лет со дня завоевания султаном Константинополя Мехмедом Фатихом.
Второй мост через Босфор занял то же место, что и первый понтонный мост царя Дария две тысячи пятьсот лет назад.
Мост Султана Мехмеда Фатиха построен по конструктивной схеме Первого Босфорского моста, который представляет собой подвесное полотно с системой стяжных шпилек между пилонами на тросах. Используемый материал тоже тот же: сталь. Однако это более мощная конструкция, превосходящая предшественницу не только по длине центрального пролета, но и по стоимости возведения.
Числа
Длина моста 1500 метров. Длина основного пролета чуть менее 1100 метров. Ширина моста составляет 39 метров, а высота над уровнем воды 165 метров. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра. Этот мост известен как один из самых больших мостов, его длина позволяет ему занимать двенадцатое место в мировом рейтинге самых длинных мостов. На строительство моста Султана Мехмеда Фатиха было потрачено около 130 миллионов долларов.
Пилоны моста, резко парящие над водой, перекликаются с башнями минаретов мечетей, которые находятся на берегу Босфора. Современные радио- и телебашни придают стальным деталям новое звучание. Все это дает право смело утверждать, что мост султана Мехмеда Фатиха через Босфор выполняет не только транспортную функцию, но и является удачно выбранной формой, соединяющей Восток с Западом и Азию с Европой.
История строительства моста Султана Мехмеда Фатиха
Стамбул — один из тех городов, которые стремительно развивались за последние сто лет. В какой-то момент водное сообщение между двумя частями города стало недостаточным, паромы и корабли были перегружены.
Разговоры о строительстве мостов ведутся с середины 20 века, еще до того времени, когда это стало острой необходимостью. Первый мост через Босфор был открыт 29 октября 1973 года в центральной части Стамбула.
Но уже в 1985 году строительство резервного моста в северной части столицы начало разгрузку первого. 29 мая 1988 года был открыт Второй Босфорский мост, носящий имя султана Мехмеда Фатиха. Открытие моста было приурочено к 535-летию завоевания города султаном, что является одной из самых памятных дат и годовщин в истории Турции.
Он был назван в честь могущественного завоевателя Константинополя султана Османской империи Мехмеда II Фатиха, войска которого захватили столицу Византийской империи в 1453 году. С этого времени на восточной территории, прилегающей к Средиземному морю, царило турецкое владычество. Константинополь стал столицей Османской империи и был переименован в Стамбул в 1930 году.
Мост Фатиха в Стамбуле был построен рядом с ближайшей к Черному морю крепостью Румелихисар (с европейской стороны) и Анадолухисаром (с азиатской стороны), который контролировал Босфор в 1985-1988 годах. Его легко отличить от первого Босфорского моста, так как его опоры находятся далеко от поверхности воды, уходя внутрь, как если бы он действительно находился на берегу Босфора.
Стамбул. Мост султана Селима Грозного.
Это: Явуз Султан Селим Кёпрюсу — по-турецки.
Или, точнее, третий мост через Босфор.
У меня пока нет фотографии этого моста, так как я был в Стамбуле, когда этот мост только строился.
В названии моста слышны «родные» мотивы, ведь на Руси был «грозный» правитель. Оба, по сути, оставили свой след в истории реками крови. И жили они почти одновременно — в 16 веке. Была такая погода?
Основные характеристики моста султана Селима Грозного в Стамбуле.
Тип конструкции | смешанные: вантовые, подвесные |
Главный пролет | 1408 кв.м |
Общая длина | 2164 кв.м |
Ширина моста | 58,4 м |
Полосы движения | автомобиль — 2х4 железнодорожный — 2 |
Строительство начинается | май 2013 |
Открытие | 26.08.2016 (по плану — конец 2015 г) |
официальная церемония открытия моста Селим Грозный состоялась 26 августа 2016 года.
С 27.08.2016 по 31.08.2016 проезд по мосту бесплатный. Сейчас переход по мосту обходится примерно в 3 доллара.
Конструкция этого моста бывает смешанной вантово-подвесной. По внешнему виду он немного отличается от двух предыдущих. Кроме того, его важным отличием является наличие двухпутной железной дороги, что, на мой взгляд, придаст новый импульс промышленному развитию азиатской части Турции.
Стамбул. Галатский мост.
Галатский мост со стороны набережной Эминёню.
Он: Galata Köprüsü — по-турецки.
Он есть: Галатский мост — на английском.
Длина моста 484 метра, ширина 42 метра,
центральная часть моста длиной 80 метров — разводной.
В Стамбуле, помимо мостов через Босфор, есть много других мостов через Золотой Рог (по-турецки Haliç — залив, бухта). Самый известный из них — Галатский мост, который соединяет районы Галата в Стамбуле (ныне Каракёй) и Эминёню. Мост трамвайно-пешеходный. По мосту проходит трамвайный маршрут Т1 или, как его еще называют, туристический — по маршруту проходят основные исторические памятники Стамбула. Итак, если вы хотите отправиться с Галатского моста в мечеть Султана Ахмеда (Голубую мечеть) или на Гранд базар, то это вам точно нужно. Трамвайные остановки расположены по обе стороны моста.
Галатский мост очень низкий.
Высота моста над уровнем воды, как видите, небольшая, что накладывает существенные ограничения на размеры кораблей и допустимые погодные условия. Чтобы высота моста не стала совершенно непреодолимым препятствием для судоходства, центральная часть Галатского моста — разводной.
Два этажа Галатского моста.
У Галатского моста два этажа, на первом этаже расположены рестораны, в основном с рыбным и пивным меню. Говоря о рыбе, отметим, что все перила моста увешаны рыбаками. Отлов, насколько я заметил, представляет чисто кошачий интерес.
Рыбный рынок на берегу Галаты (Каракёй).
И таковы результаты «взрослой» рыбалки: у начала Галатского моста на Галатской стороне есть рыбный рынок. Когда я покупаю рыбу в московских магазинах, то вспоминаю ее с желанием. Мне еще грустнее, когда я ем эту «рыбку» из супермаркета».
Здесь, на базаре, жарят, продают и едят свежую рыбу! Там я впервые познакомился с турецким фастфудом: жареной рыбой в бутерброде. На базаре это стоит 5 турецких лир. |
Но на другой стороне Золотого Рога (Галич) на набережной Эминёню такая же рыба в том же бутерброде будет стоить на 20% дороже, хорошие 6 лир! И вот они выстраиваются в очередь за этим бутербродом с рыбой, и никто не идет другим путем, даже чтобы сэкономить 1 лиру! Причина, конечно, не в том, что турки любят тратить деньги впустую, нет, причины разные:
- Во-первых, это историческое место и сотни лет на этом месте стояли эти (или почти) красивые лодки, плавучие кухни, на которых жарится эта самая рыба. То есть это традиция!
- Во-вторых, автовокзал находится в пятидесяти метрах от плавучих кухонь.
- В-третьих, здесь находится пирс Эминёню, с которого отправляются туристические катера и паромы для перехода к азиатскому побережью Босфора.
Сочетание всех этих факторов привело к тому, что рыбу здесь жарили еще сто лет назад, а через сто лет ее будут жарить. Инша-Аллах, как говорят турки!
Конструкция и технические характеристики
Второй мост через Босфор построен по проекту британской компании Freeman fox & partners японскими строителями.
Для такого мощного сооружения была использована система стальных вантовых мостов, которая используется для аналогичных проектов в Европе и Азии, так как длина моста составляет 1510 метров, а основной пролет — 1090 метров.
Подвесная платформа и система распорок между тросовыми опорами изготовлены из высокопрочной стали. Используемые канаты, гибкие тросы и цепи могут изменять форму и вызывать прогиб пролета, поэтому мост укреплен продольными балками по уровню проезжей части для распределения возникающей нагрузки.
Благодаря этим технологиям уменьшается вес моста, а инновационные материалы позволяют перекрывать большие пролеты без дополнительных опор.
Следует отметить, что стиль опор моста довольно консервативен, перекликается с башнями минаретов и, в то же время, с современными радио- и телебашнями. Это важно, поскольку пилоны находятся на одном уровне с другими объектами инфраструктуры, их высота составляет 165 метров над поверхностью воды.
Мост Фатиха имеет ширину 39 метров. Проезжая часть состоит из 8 полос движения, из которых 2 свободные дороги. Утром в будние дни 5 полос движения на запад, 3 полосы на восток и наоборот открыты для движения транспорта вечером в будние дни. Высота моста от проезжей части до поверхности воды — 64 метра.
Полезные советы и важная информация
Второй Босфорский мост находится не в центре мегаполиса, поэтому добираться придется, но положительные эмоции и эстетическое удовольствие гарантированы. На мосту нет пешеходного перехода, остановки запрещены из-за большого количества попыток суицида.
Поскольку пешеходный доступ к мосту закрыт, лучшим вариантом для его изучения будет прогулка по Босфору, поскольку величие моста Султана Мехмеда Фатиха лучше всего ценится с воды, проплывающей под его сводами.
Кроме того, мост можно увидеть со смотровой площадки на 52-м этаже небоскреба Сапфир, самого высокого здания в Турции. Стоит учесть, что к вечеру включается разноцветная подсветка и мост Султана Фатиха становится похожим на мост Золотые Ворота в Сан-Франциско.
Если вы просто хотите его пройти, не забывайте, что проезд платный и работает только система безналичной оплаты.
Стоимость проезда варьируется от 4,25 до 10,25 турецких лир в зависимости от вида транспорта.
Этот мост давно стал визитной карточкой Стамбула, его изображение можно увидеть на различных сувенирах. Для жителей мост — не что иное, как связующее звено между частями города, для туристов это одна из достопримечательностей, включенных в программу многих гидов, без которой не будет полной картины всего великолепия Стамбула.
Интересные факты
- Второй мост через Босфор был заказан премьер-министром Тургутом Озалом, который первым пересек мост на своей служебной машине.
- Мост является частью трансъевропейской автомагистрали и поэтому имеет федеральное значение. Интересно, что он был построен на том же месте, что и первый понтонный мост царя Давида более 2000 лет назад, который прослужил очень недолго.
- Мост Мехмеда Фатиха — один из 20 самых длинных мостов в мире, занимающий 12-е место в списке. Он находится на 23-м месте по всей длине основного пролета.
- На строительство такого объекта было потрачено 130 миллионов долларов США, поэтому неудивительно, что поездка платная с европейской стороны на азиатскую, но возврат бесплатный.
Мост выполняет важную функцию для пассажирского движения и транспортного сообщения, обеспечивая движение около 500 000 человек в день и 150 000 автомобилей.