Босфорский мост в Стамбуле: история, легенда, фото

Краткое описание

Босфорский мост, также известный как мост Ататюрка, является первым подвесным мостом, который смог соединить две части света: Европу и Азию. Объединив две части Стамбула, он стал его символом, архитектурным объектом и достопримечательностью Турции.

Босфорский мост в Стамбуле

Судя по названию моста, можно догадаться, что он был спущен через пролив Босфор, который следует от Черного моря к Мраморному, а затем к Средиземному морю.

Впервые мост в этом районе был построен более 2000 лет назад во время правления персидского императора Дария I Великого. Его идея соединить берега Босфорского залива привела к рождению понтонной конструкции, которая позволила правителю переправить через пролив большую армию и преследовать вторгшихся скифских врагов. Разработкой проекта первого постоянного пересечения Босфора занимался османский султан по имени Абдул Хамид II, и его «изобретением» стал понтонный мост, сделанный из лодок и канатов. Так армия Дария пересекла залив по деревянной лестнице и оказалась на противоположном берегу.

Босфорский мост в Стамбуле

В ХХ веке турецкое правительство рассмотрело несколько идей строительства моста и в 1957 году решило провести строительные работы по переходу через пролив Босфор. Начало грандиозного строительства ознаменовалось подписанием контракта с британскими мастерами «Freeman Fox & Partners» (1968 г.). Но сама работа, возглавляемая инженерами У. Брауном и Дж. Робертсом, «закипела» только 2 года спустя, в феврале 1970 года. Прошло чуть больше 3 лет, и в честь 50-летия основания Турецкой Республики Мост был торжественно открыт… В церемонии приняли участие президент Фахри Корутюрк и премьер-министр страны Мехмет Наим Талу. Таким образом, Босфорский мост начал функционировать 30 октября 1973 года.

Конструкция Босфорского моста представляет собой подвесную конструкцию с наклонными подвесами и стальными башнями. Его длина составляет 1560 м, ширина — 33,4 м. Высота башен составляет 165 м, а расстояние между ними достигает 1075 м.

Босфорский мост в Стамбуле

В год завершения строительства такое крупное сооружение считалось четвертым по длине в мире. Однако со временем его место стало опускаться ниже, так как более прочные мостовые конструкции стали появляться в других странах.

В 2007 году для освещения моста была установлена ​​обновленная светодиодная система Philips. Благодаря инновационному освещению потребление энергии сократилось вдвое. К тому же с его установкой удалось получить необычные рисунки и цветовые оттенки.

Босфорский мост в Стамбуле

Знаменитые мосты через Босфор

Транспортные линии, проложенные по поверхности воды, стали украшением туристических достопримечательностей Стамбула. Мощность и прочность конструкций скрыта под пеленой изящества и элегантности.

Босфорский (мучеников)

Мост мучеников 15 июляПервое строение на берегу пролива было возведено в 70-х годах прошлого века. Строительство велось местными, немецкими и британскими компаниями в течение 3 лет. Открытие движения было приурочено к 50-летию основания Турецкой Республики.

Длина подвесной конструкции составляет около 1,5 км, в том числе центральный пролет 1074 метра. Для дорожного движения предусмотрено 6 полос движения (по 3 в каждую сторону), аварийный и тротуарный.

Ежедневно по 33-метровому проливу Босфор в Стамбуле с одного берега на другой проезжают 200 тысяч автомобилей. Въезд для грузовиков закрыт. Вы платите за транспорт.

Сначала (до 1977 г.) был открыт пешеходный доступ. Но высота над уровнем моря в 64 метра сделала сооружение популярным среди самоубийц. Власти запретили людям вход. Любоваться строением можно из окна машины, с моря, с берега.

Султана Мехмета Фатиха

Мост Султана ФатихаВ 1988 году было открыто движение по второму мосту в Стамбуле. Японская компания реализовала амбициозный проект за 3 года. Здание названо в честь покорителя Константинополя, так как завершение строительства совпало с полувековой годовщиной падения столицы Византии.

Навесную конструкцию поддерживают две опоры высотой 165 метров. Протяженность от берега до берега — 1,5 километра. Ширина проезжей части — 39 метров. Интенсивность движения составляет 150 тыс. Единиц транспорта в сутки. Проезд платный, пешеходный переход закрыт.

Султана Селима Явуза

Авторами проекта морской части северной МКАД являются француз М. Вирлаж и швейцарская компания «Т-инжиниринг». Механизм был открыт в 2016 году. Техническая особенность здания — усиленная конструкция. Полотно поддерживается натянутыми по дороге веревками (как традиционные подвесные) и веревками, натянутыми на пилонах.

Явуз Султан Селим КёпрюсуБлагодаря этому стало возможным железнодорожное сообщение по Босфорскому мосту в Стамбуле.

Характеристики путепровода превышают уже сделанные переходы:

  • ширина — 58,4 (мировой лидер среди таких конструкций);
  • высота опорных башен — 322;
  • длина пролета — 2154 метра;
  • 8 автоматических полос движения;
  • 2 железнодорожных пути.

Перекресток назван в честь султана-завоевателя, который присоединил к Османской империи наибольшее количество стран.

Галатский

Первый паром через залив Золотой Рог был построен в 5 веке нашей эры, во время правления византийского императора. Проблема перехода от одного берега к другому на азиатской стороне была решена в 1845 году.

Деревянная конструкция перестраивалась 3 раза:

  • в 1863 г;
  • 1875;
  • 1912 г.

Галатский мостПосле пожара 1992 года переход перестроили на новом месте.

Современный вид:

  • длина — 484;
  • ширина — 42;
  • центральный пролет — 80 метров, регулируемый;
  • 2 уровня.

Верхний этаж предназначен для трамвайного и автомобильного движения, нижний — для ресторанов и прогулок.

Описание и фото нового моста через Босфор в Стамбуле

султан Селим ГрозныйМост султана Селима Грозного или третий мост Стамбула отличается некоторыми конструктивными особенностями: часть полотна поддерживается тросами, часть — тросами и тросами, центр основного пролета подвешен на тросах.

Внешний вид нового моста через Босфор в Стамбуле будет сильно отличаться от двух предыдущих, проект включает двухпутную железную дорогу, которая может способствовать промышленному развитию Турции.

В Стамбуле в 2015 году состоится открытие нового моста через Босфор. Строительство началось в 2013 году, его длина должна составить 2164 метра, ширина -58,4 метра, интеграция в единую транспортную систему избавит город от пробок. Новый стамбульский мост расположен на выходе из Черного моря, к северу от Стамбула, и является частью Северной Мармари-роуд.

Легенда о Босфорском мосте

Как и любое здание необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его внешним видом. Так, согласно древнетюркскому мифу, властитель Олимпа Зевс всей душой влюблялся в земную красавицу Ио и тайком от своей жены, богини Геры, нередко спускался с небес на встречу с возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и решила жестоко отомстить бомжу. Желая как-то спасти любовницу от разгневанной жены, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и здесь Гера показала свою божественную силу, узнав прекрасную Ио в животном, и послала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова бросилась в пролив и нашла брод. На нем ей удалось перебраться на другую сторону и найти там убежище. Сегодня это место называется Кадыкёй и находится в азиатской части Стамбула. Эта легенда объясняет название пролива «Босфор», так как в турецком переводе это слово означает «брод коров». Так или иначе, первая идея построить настоящий мост принадлежит Дарию.

Босфорский мост в Стамбуле

Первый мост

Первый Босфорский мост
Конечно, еще в древности нужно было переходить с одного берега пролива на другой пешком. По приказу персидского царя Дария в 490 г до н.э было построено сооружение, которое было связующим звеном между многими лодками. Как по ней двигались войска — современному человеку не понять!

Наконец, в 20 веке идея моста стала реальностью. Был проложен первый мост, который называется так: Босфор. Его основание датируется 1950 годом, хотя торжественное открытие состоялось в 1973 году, как раз к пятидесятилетию Турецкой Республики.

Сами турки называют Богазики мостом через Босфор, что в переводе с турецкого означает «узкий». Его общая длина составляет 1560 метров, высота проезжей части над уровнем воды — 64 метра. Подвесной конструкцией можно управлять только на моторизованном транспорте, причем за определенную плату, которую удаленно снимают водители с помощью специальных датчиков. Оплата производится только в одном направлении — из Европы в Азию.

Раньше люди тоже могли использовать Богазики, но слишком часто здесь совершались самоубийства. Через четыре года после его существования переходить по мосту было запрещено. Пешеходы могут переходить с берега на берег по старинке, на паромах. Небольшие регулярные корабли, курсирующие ежедневно из Европы в Азию и обратно, представляют собой общественный транспорт, которым можно пользоваться с одной транспортной картой. Также можно взять частную моторную лодку, но она дороже.

И все же один раз в год во время Стамбульского марафона могут пользоваться пешеходы, то есть участники забега. В этот день движение автомобилей было остановлено.

Интересные факты

  • Переход через пролив Босфор построен по принципу подвесного моста. Суть этой конструкции в том, что ее основной хребет состоит из гибких элементов, натянутых на опоры, и с их помощью подвешивается часть для прохода.
  • В строительстве объекта приняли участие 35 инженеров и 400 рабочих. На его строительство было потрачено 200 миллионов долларов. Мост обслуживает 200 тысяч автомобилей в день и в три раза больше пассажиров.
  • Размеры Босфорского моста впечатляют. Его длина составляет 1560 м, ширина — 33 м, высота над уровнем моря — 64 м, осадка моста при максимальной нагрузке чуть менее 1 м. Проезжая часть, состоящая из тонны стали и асфальта, имеет по 3 полосы с каждой стороны, а также 2 аварийных и тротуара. Последние, однако, остаются бездействующими. В целях безопасности мост закрыт для проезда. Но раз в год, во время Стамбульского марафона в октябре, автомобильное движение закрывается, и вы можете пересечь мост пешком.

Зрелищная конструкция

Босфорский мост освещается с 2006 года
Подвесной мост через Босфор очень красив и всегда вызывает восхищение гения человеческой мысли и творчества. Он соединяет район Ортакёй, расположенный в европейской части Стамбула, и Кузгунчук в его азиатской части.

Тысячи автомобилей проезжают по восьмиполосной дороге каждый день. Три полосы движения — для автомобилей, движущихся в одном направлении, три — в обратном направлении и две в случае дорожно-транспортного происшествия: по одной полосе с каждой стороны. Отсюда запрещен проезд крупногабаритных грузовиков во избежание перегрузки.

С 2006 года мост освещается. В темноте эта многотонная, но, казалось бы, невесомая конструкция, подсвеченная разноцветными светодиодами, выглядит потрясающе красиво. Фантастический вид!

Страницы истории

Фото картины
Миф о белой корове

Каждая исключительная структура имеет какой-то секрет или легенду, связанную с созданием объекта. Босфорский мост не стал исключением из общего правила.

По легенде, у правителя Олимпа Зевса была земная хозяйка. Девушка была необычайно красивой и милой. Богиня Гера (жена Зевса) заподозрила мужа в измене. Когда роман сбылся, Эра пришла в ярость.

Чтобы спасти свою возлюбленную, Зевс превратил ее в белую корову. Но разгневанная богиня узнала в животном любовника своего мужа и столкнула стаю волков на корову. Ио (так зовут девушку) пытались сломать, поэтому юной красавице пришлось бежать к Босфору. Он нашел брод, спокойно переходя на другую сторону. Так ей удалось спастись от гнева богини Геры.

В наши дни место, где по легенде спрятался Иоид, называется Кадыкёй (одна из старейших азиатских частей Стамбула). Эта легенда объясняет необычное название пролива. В переводе с турецкого слово «Босфор» означает «коровий брод».

Особенности «Султан Мехмед Фатих»

Султан Мехмед ФатихМост Фатих Султан Мехмед, или Второй мост через Босфор, был построен в 1985 году японской компанией за 130 миллионов долларов, главной особенностью которого является конструкция, которая удерживается на месте тросами, прикрепленными к столбам, размещенным с противоположных сторон.

Внешне оба моста очень похожи, разница в тросах: на проливе Босфор они идут зигзагом, на втором расположены вертикально. Особенно заметна разница ночью при включенном освещении.

Ежедневно в обе стороны проезжает 150 тысяч автомобилей, проезд платный, предназначен исключительно для автомобилей. Условия и размер оплаты такие же, как и при первой поездке, оплата взимается только при поездке из Европы, стоимость зависит от категории транспортного средства. Длина сооружения составляет 1560 м, ширина — 39 м, оно находится рядом с Генуэзской крепостью, в 5 км к северу от первого моста.

Характеристика

Фото моста
Мостик не мешает навигации

Масштаб моста просто невероятный.

  1. Земляное полотно поддерживается двумя высокими стальными опорами.
  2. Высота сооружения — 165 метров, длина Босфорского моста — 1560 метров, ширина — 33 метра.
  3. Мост имеет подвесную конструкцию. Наклонные подвесы вытянуты по всему периметру башен. С их помощью мост удерживается на высоте 65 метров от воды. Эта высота была выбрана таким образом, чтобы мост не создавал препятствий для судоходства по проливу Босфор.

    После завершения строительных работ новая достопримечательность Турции заняла четвертое место в рейтинге самых длинных мостов в мире. На данный момент Босфор поднялся на 17 позицию в рейтинге.

  4. На территории моста проложено восемь автомобильных полос. Три полосы движения в обе стороны для проезда личного автотранспорта, а также одна полоса для проезда спецтехники.
  5. В настоящее время на дорогах территории Стамбула сложилась непростая ситуация, «пробки» считаются обычным явлением. По этой причине выделена полоса для движения автобусов, пожарных и медицинских автомобилей.

Первоначально мост был открыт только для пешеходного и автомобильного движения. Движение груза по нему было запрещено.

Через четыре года после открытия моста пешеходные тротуары закрыли (причиной закрытия стали частые попытки самоубийств людей, прыгнув в воду с Босфорского моста). Теперь нет лестниц или дорожек, которые вели бы к мосту (плюс, безопасность сделана с обеих сторон входа на мост).

Повседневная жизнь Босфорского моста

Мост состоит из 8 полос движения для автомобилей, в т.ч аварийного. Каждое направление имеет по 3 полосы движения для движения автотранспорта, по одной — аварийной и тротуарной. Ежедневно по мосту проезжает до 200 000 автомобилей, на которых перевозится более 600 000 пассажиров. В 1997 году через него проехал миллиардный автомобиль. Интересно, что при полной нагрузке конструкция Босфорского моста в центре пролета выгибает 90 см.

Сразу после открытия моста пешеходы переходили мост на 4 года. Однако позже из-за частых попыток суицида был наложен запрет на переход через мост. Грузовые автомобили сюда тоже не допускаются. Но из всех правил есть исключения. Таким образом, каждый год в октябре во время Стамбульского марафона Босфорский мост становится доступным для пешеходов, но закрытым для автомобилистов. Таким образом, участники марафона стартуют в Азии, а заканчивают в Европе.

Босфорский мост в Стамбуле

Конечно, Босфорский мост невероятно красив, но лучше всего его рассматривать издалека, например, с корабля, плывущего по проливу. Издалека большая конструкция кажется тонкой нитью, по которой движутся тысячи автомобилей. А вечером «коровий брод» становится просто сказочным, ведь на мосту после захода солнца загораются огни.

История появления моста

Фото моста
Босфорский мост

Более двух тысяч лет назад, до нашей эры, когда персы построили понтонные мосты через Босфор, соединив деревянные лодки веревками, они переправили свою великую армию на противоположный берег. Император Дарий I всерьез задумался о строительстве понтонного моста. Он мечтал о реальном объединении двух берегов, но его мечты сбылись только в ХХ веке.

Есть версия, что Леонардо да Винчи работал над проектом Босфорского моста (еще в 16 веке), но мастеров, способных реализовать его проект, не нашлось. По проекту легендарного художника позже был возведен мост в норвежском городке Ос.

В середине двадцатого века премьер-министр Турции Аднан Мендерес принял твердое решение построить постоянный мост через Босфор.

  1. На поиск профессиональных инженеров и архитекторов ушло около десяти лет. Британские специалисты Уильям Браун и Гилберт Робертс приступили к проектированию большого моста.
  2. Масштабные строительные работы начались в феврале 1970 года.
  3. Три года спустя, по случаю празднования 50-летия основания Турецкой Республики, мост был открыт президентом Фахри Корутюрком.

На тот момент в стране проживало более четырех миллионов человек. Благодаря открытию нового моста через пролив Босфор республика получила прекрасные возможности для последующего экономического и социального развития.

Босфорский мост словно парит над поверхностью воды. Вот почему его сравнивают с достопримечательностью Сан-Франциско.

Новый мост над Босфором в Стамбуле

Новый мост через Босфор (мост Султана Мехмеда Фатиха) в Стамбуле
Туристы часто задаются вопросом, сколько мостов через Босфор в Стамбуле, учитывая загруженность дорог. В столице их 2, и оба построены в 20 веке. Второй предназначен для уменьшения транспортного потока и создания альтернативного маршрута на другую сторону. Разница в сроках открытия всего 15 лет, на строительство ушло даже 3 года, но при его возведении были применены новые технологии, позволившие повысить безопасность конструкций и создать значительный запас их прочности.

Главный пролет намного длиннее, чем у Босфора, технические характеристики лучше. Теперь фото и описание второго моста, названного в честь Мехмеда Фатиха, появляются в туристических брошюрах не меньше первого.

Расположение моста Султана Мехмеда Фатиха на карте

Расположение моста Султана Мехмеда Фатиха на карте Стамбула

Характеристики моста Мехмеда Фатиха

Особенности моста Мехмеда Фатиха через Босфор в Стамбуле
Конструкции очень похожи, конструкция примерно такая же, это полотно, подвешенное на мощных опорах из специального сплава. Ширина другая, она на 6 м больше, чем у первого, высота мостов через Босфор тоже такая же — 64 м. Коэффициент безопасности таков, что при полной загрузке полотно опускается всего на 90 см.

Второй мост

Мост Султана Мехмеда II Фатих
Второй мост через Босфор (в Стамбуле также соединяет европейские и азиатские берега) был открыт через пятнадцать лет после «старшего брата», в 1988 году. Он назван в честь султана Мехмеда Фатиха, того самого, который покорил Константинополь. Неофициально он называется Вторым мостом через Босфор.

По общей длине он всего на 50 метров короче Богазики, что в 5 километрах. Он соединяет берега пролива в самом узком месте, в районе Румели Хисары (европейская сторона) и Анадолу Хисары (азиатская сторона). По конструкции аналогичен первому мосту и возвышается над уровнем моря на такую ​​же высоту — 64 метра (что означает высоту от поверхности воды до проезжей части).

Мост султана Мехмеда II Фатиха закрыт для пешеходов, так как здесь также зафиксированы случаи суицида. Здесь на две полосы для автомобилей больше, чем в первом проекте, и грузовики могут ездить. Тоже платно, конечно. Ежедневная пропускная способность объекта — 150 тысяч автомобилей.

интересно, что сооружение построили японские строители на месте самого первого персидского понтонного моста, о котором упоминалось выше. И его имя назначено на следующую годовщину: 535-летие завоевания Константинополя. На его строительство потребовалось около 130 миллионов долларов США.

Оцените статью
Блог про Каппадокию